- Акопов Гарник Владимирович
доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии факультета педагогики и психологии, Самарский филиал Московского городского педагогического университета (Самара)
- Бакшутова Екатерина Валерьевна
доктор философских наук , заведующая кафедрой культурологии, музеологии и искусствоведения факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий, Самарский государственный институт культуры (Самара)
- Белкин Антон Игоревич
доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии факультета психологии и специального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара, Саратов)
- Беркалиева Алена Владимировна
специалист по учебно-методической работе учебно-методического управления, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара)
- Рощупкина Екатерина Игоревна
старший преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики факультета психологии и специального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара)
- Рузанов Леонид Тимофеевич
руководитель клиники в Нижнем Новгороде, сеть клиник «Нейрология» (Самара, Нижний Новгород, Москва)
- Рулина Татьяна Константиновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии и специального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара)
- Чернышова Евгения Леонидовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии и специального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара)
- Шарапов Вячеслав Викторович
кандидат исторических наук, доктор психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии и специального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара)
- Ярушкин Николай Николаевич
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и социальной педагогики факультета психологии и специального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара)
Организация: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (СГСПУ)
Актуальность, новизна, значимость проекта
Настоящий проект развивает проблематику исследований сознания, ставших одной из главных тем не только современного естествознания, но и целого комплекса социогуманитарных наук.
Идеологическая униполяризация мира последних десятилетий, а также многообразные эффекты современной глобализации существенно обострили проблему радикализма и экстремизма в сферах религиозных (конфессиональных), этнокультурных (национальных) и правовых отношений.
Российское государство как исторически сложившаяся форма полиэтнического существования, с определенными конфессиональными свободами в пределах огромной территории, – в последнее столетие испытывает серьезные потрясения, граничащие с дезориентацией государственной и совместной общественной жизни различных социальных групп. Попытки односторонних концептуальных (философских, экономических, социологических, политических, этнологических, культурологических и др.) объяснений и прогностических описаний показывают свою содержательную недостаточность, связанную с элиминацией или неполным учетом ментальных (психологических) характеристик и особенностей групповых субъектов – носителей, сторонников – противников и других адептов тех или иных социальных идей и движений.
Культурноисторический и социопсихологический подходы позволяют выделить в качестве первоначальных и фундирующих все остальные формы религиозное (мифологическое – идеологизированное) и этническое (полиэтническое, национальное, мультикультурное, …) сознание. Имплицитно регулирующиеся в рамках этих форм моральные, экономические, правовые и иные нормы эксплицируются со временем в релевантные виды сознания, часть которых институционально оформляется.
Основное содержание работы
Введение Глобализация и социальное сознание.
Раздел 1 Психология социального сознания в эпохи перемен.
Раздел 2 Социальная психология религиозного предсознания.
Раздел 3 Правовое сознание как основополагающий социальный конструкт.
Раздел 4 Проблема стратегий социального управления.
Раздел 5 Этничность, религиозность и современная образовательная практика.
Результаты, выводы
Впервые осуществлено методологически обоснованное комплексирование социально-психологических проблем религиозного (конфессионального), этнического и национального, правового и регулятивно-управленческого модусов сознания как отражения социальной жизни в современной России. Определена стратегия поиска интегративных решений в рамках существующего спектра анизотропных (модусы сознания) и гомологичных (состояния сознания) взаимоотношений (директивные, конвенциональные, консолидирующие). Избрана концептуальная основа релевантных теоретических построений с соответствующим измерительным инструментарием и возможностью практической апробации. Оформлена логика научного поиска в последовательном переходе от изучения неосознаваемых установок (диспозиций), через психологический анализ языкового сознания различных модусов и социальных групп, к актуальным состояниям сознания, включая фазы становления в процессе систематического обучения.
В работе над монографией также принимали участие: Авдейчев А.А., Ихсанова С.Г., Куклев Д.И., Морозова Е.А., Осипова Н.Б.