«Групповой метод песочной терапии как один из организованных способов социализации младших школьников» (образовательная программа)
Актуальность
Создание психолого-педагогических условий реализации «со-бытийности» (Эльконин Б.Д. // Вопросы психологии.1992.№3-4.с. 7-13) как общности детско-взрослой жизни является оной из основных задач развития средней общеобразовательной школы «Обыкновенное чудо». Именно в рамках реализации этой задачи осуществляется наш проект: «Групповой метод песочной терапии как один из организованных способов социализации младших школьников». Данный метод относится к игровой форме взаимодействия педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста, когда создается ситуация для развития процесса социализации, обусловленного диалектическим единством противоречивых по своей сути направлений развития личности – адаптацией, автономизацией, активизацией личности ребенка.
Социальная, научная и практическая значимость
Социализация детей дошкольного и школьного возраста в современной педагогике остается полемическим вопросом (Маралова Е.А. Развивающий потенциал социально-педагогического взаимодействия в образовании школьников. В.Новгород, 2005. с. 34). До сих пор не вполне определено содержание понятия «социализация» и его практический психолого-педагогический смысл. Психологически не обоснована целесообразность «ранней социализации» как парадигма дошкольного и начального школьного образования. Психолого-педагогическая диагностика детей чаще всего не находит продуктивных проекций в реальном образовательном процессе. Наш проект является исследованием в данной области.
В стабильные периоды социального развития связи между возрастами налажены и очевидны. Современное детство приходится на критический период, когда предметом образовательного действия, которое развивает ребенка, должно быть не само содержание возраста, а «отношение содержаний разных возрастов» (Б.Д. Эльконин).
Наш практический опыт (психолого-педагогическое наблюдение, проведение тестов, коррекционно-развивающая работа с детьми; индивидуальные консультации и тренинги «Эффективное общение родителей с детьми») показал, что младшие школьники испытывают определенные трудности в приобретении того или иного социального опыта. В связи с чем они нуждаются в организации специального пространства взаимодействия со взрослым. Педагог-психолог может организовать игровое пространство и использовать игру многофункционально, создавая проблемные, то есть развивающие, ситуации в соответствии с возрастными особенностями детей.
Значение для развития практической психологии
В настоящее время, особенно после введения единого государственного экзамена, учитель вынужден много времени посвящать развитию репродуктивной функции у учащихся, ставить на первое место знания, умения и навыки, и на второй план отодвигать процессы индивидуализации и социализации учащихся. В данных обстоятельствах педагог-психолог, работая в тесном сотрудничестве с учителем, помогает личностному развитию младших школьников, делая акцент на игровое взаимодействие, в ходе которого у детей развивается индивидуальность, самостоятельность, активность и другие качества личности, которые определяют его социальность. В игровом взаимодействии педагог-психолог направляет общение детей, организует ситуации свободного выбора, создает развивающую социальную среду для становления воли ребенка, обретения им социальной самозащиты, преодоления конфликтов и провокаций к нарушению поведенческой нормативности.
Создание в кабинете педагога-психолога развивающей среды для игрового взаимодействия в течение ограниченного отрезка времени может включать в себя: 2 ящика с песком, большую коллекцию миниатюрных фигурок, бумагу, маркеры. Данное игровое общение помогает младшим школьникам не только развивать социальные навыки, но и снимать умственное напряжение от большой интеллектуальной нагрузки.
Цель проекта
Цель проекта: развитие способностей к социализации у младших школьников в развивающем игровом взаимодействии с педагогом-психологом. Социализация предполагает развитие ряда способностей ребенка (Е.А.Маралова):
- Способность к расширению границ пространства жизнедеятельности. Данная способность формируется с раннего возраста на основе наблюдения и контроля за происходящими вокруг ребенка событиями, которые он оценивает с точки зрения удовлетворения своих потребностей. Это ведет к развитию у ребенка чувства автономности. Способность иметь свое место и достойную роль среди людей определяет развитие способности к социальной активности.
- Развитие способности самоопределения. Данную способность у детей формируют взрослые. Важным условием для развития потребности самоопределения и соответствующей способности является достаточное овладение границами собственного пространства, сформированность автономности.
Педагог-психолог, планируя игровые занятия с детьми, ставит перед собой задачу – способствовать развитию чувства автономности, развитию «нравственного иммунитета» (Д.Кудзилов), способностей самоопределения и социальной активности.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Проект реализуется в игровом взаимодействии педагога-психолога с учащимися 3 класса начальной школы. Учитывая то, что в школе не ведется раздельное обучение мальчиков и девочек, не достаточно учитывается гендерный аспект, нами было принято решение проводить занятия отдельно с мальчиками и девочками. В течение 3-х учебных лет мы искали оптимальные пути для организации игрового взаимодействия. В данном проекте представлен наш окончательный вариант.
Основное содержание работы
Как было отмечено выше, занятия проводятся отдельно с мальчиками и девочками.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 50 минут. Программа включает пять занятий. Занятия проходят в кабинете педагога-психолога. Ребята встают в круг. Взрослый приветствует их и предлагает отправиться в волшебное путешествие, выбрав себе игровое имя и написав его на «бейдже». Затем ребята совершают ритуал превращения (каждый свой) и рассказывают кратко о себе - волшебнике, о том, что означает их новое имя, чем оно оказалось привлекательным. Педагог-психолог так же превращается в волшебницу, выбирая себе игровое имя.
Затем педагог-психолог предлагает ребятам создавать разные миры, используя для этого песочницу и коллекцию миниатюрных фигур. На каждом занятии создается определенный мир.
Назовем темы пяти занятий и вводную инструкцию к ним:
1 занятие. Путешествуя в разные страны, побывав в Тридевятом царстве, в тридесятом государстве, на своем пути вы встретили незаселенный участок Земли и подумали: «Создадим мир, которого не было до нас!» Подумали, решили и начали действовать…
2 занятие. Увидев то, что вы можете договариваться друг с другом, согласовывать свои действия, старшие волшебники доверили вам создание мира, в котором все главные. Я думаю, что вы справитесь с этим нелегким испытанием. Удачи вам!
3 занятие. Свои предыдущие путешествия вы совершали по материкам. Сегодняшняя дорога привела вас на остров. Задание старших волшебников звучит так: «Создайте остров открытых отношений». Справитесь? Ответы детей. Тогда за дело!
4 занятие. Старшие волшебники обеспокоены тем, что на планете Земля много конфликтов, распрей. Есть наговоры, заговоры, плетутся интриги. Обращаются старшие волшебники к вашему ясному сознанию, к вашим юным взорам с просьбой: «Создайте мир честности». Непростое это задание. Что вы сделаете сначала? Дети всех групп отвечали: «Сначала подумаем и договоримся».
5занятие. На этом занятии педагог-психолог не предлагает детям превращаться в волшебников, так как им предлагается построить в песочнице мир своего класса.
Психолог при создании мира ребятами занимает пассивную позицию, наблюдая за взаимодействием детей. Когда мир создан, педагог-психолог подходит к песочнице, и на правах старшей волшебницы просит рассказать о том, как работалось волшебникам, и какой мир у них получился. При этом психолог использует приемы пассивного и активного слушания, что позволяет ему не привносить своих взглядов, а дети могут проявить социальную активность, учатся отстаивать свою точку зрения, социально приемлемыми способами разрешают возникающие конфликтные ситуации.
После общения психолога с детьми у песочницы, проходит ритуал снятия волшебных имен. Ребята садятся вкруг и вместе со взрослым делают перенос игровой ситуации на их реальную жизнь в школе. Так после создания «мира, где все главные», ребята говорили о том, что у них очень хорошо получается, и чему они могут научить своих одноклассников. Некоторые говорили о своих успехах в футболе, другие – об успехах в рукоделии, третьи предлагали помощь в усвоении учебных предметов.
В приложении к проекту мы поместили:
• Протокол одного занятия. Протоколы велись вторым педагогом-психологом с разрешения ребят. Анализ данных протоколов учитывался при организации и проведении последующих занятий.
При создании развивающей игровой среды мы использовали опыт Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой, полученный нами при обучении на семинарах в Институте практической психологии «Иматон» и при чтении ее книг.
При разработке данного проекта у нас возникали сомнения по поводу того, захотят ли младшие школьники превращаться в волшебников, строить миры на песке, особенно в ситуации, когда их 12 человек. Наши сомнения развеялись сразу. Дети с большим удовольствием включались в игру, организованную педагогом-психологом.
Результаты проведенной диагностики и наблюдения учителей показали, что данный проект повышает уровень социализации детей младшего школьного возраста. Администрацией школы принято решение проект «Групповой метод песочной терапии как один из организованных способов социализации младших школьников» включить в ежегодную программу работы психолога с учениками 3 класса.
На наш взгляд, наш опыт может быть полезен коллегам психологам при проведении групповых занятий в школе и в центрах психологической помощи.