Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Интеллект, креативность и личностные свойства как факторы реальных достижений» (диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук)


Актуальность исследования

Психологические факторы, являющиеся предпосылкой индивидуальной продуктивности личности, являются предметом разнообразных психологических и междисциплинарных исследовании. В последнее время эта проблема приобрела особую актуальность, поскольку в современном обществе большое значение придается личностному успеху, профессиональному росту, компетентности, конкурентоспособности в различных сферах деятельности. Особую востребованность приобретают психологические исследования проблемы самореализации личности, поскольку в рамках современной социально-экономической ситуации приоритетом является формирование активной, целеустремленной, стремящейся к саморазвитию творческой личности.
 
В данной работе был проведен анализ связей показателей психометрического интеллекта и психометрической креативности с учебными, интеллектуальными, творческими и социальными достижениями. С другой стороны, попытка выявить роль разных видов интеллектуальных способностей и разных форм креативности с учетом различной меры их сопряженности с реальными достижениями, а также проанализировать те личностные свойства, которые, имея отношение к особенностям организации разных форм индивидуального ментального (понятийного, метакогнитивного, интенционального) опыта, выступают в качестве фактора реальных творческих достижений.
 
Особый интерес в плане исследования психологических факторов реальных достижений представляет старший подростковый возраст, так как этот возрастной период считается сензитивным для формирования когнитивных и творческих способностей, интеграции способностей с личностной сферой, становления индивидуальных познавательных предпочтений, что в целом является благоприятной основой для самореализации подростка.

Научная новизна исследования

Научная новизна работы заключается в постановке проблемы индивидуальных достижений как результата актуального уровня сформированности и интегрированности когнитивных и личностных ресурсов человека. Характер соотношения интеллекта и креативности может быть раскрыт через общий механизм их функционирования, связанный с понятийными способностями и разработанностью как проявлением невербальной креативности (то есть способностями, отвечающими за порождение обобщенных и дифференцированных ментальных содержаний). Обозначена ведущая роль понятийных способностей как фактора реальных достижений в подростковом возрасте, которые выступают в качестве посредника между уровнем общего интеллекта, креативностью и личностными свойствами, имеющими отношение к особенностям организации разных форм индивидуального ментального опыта. Обоснована важность одновременного применения количественных и качественных методов для анализа психологических факторов реальных достижений (учебных, интеллектуальных, социальных, творческих).

Теоретическая значимость исследования

В данной работе предпринята попытка применения ресурсного подхода к пониманию природы психологических факторов реальных достижений личности. Индивидуальные реальные достижения рассматриваются как результат взаимодействия интеллектуальных и креативных способностей при ведущей роли понятийных способностей (операций понятийного мышления и семантической памяти).
Доказано, что реальные творческие достижения связаны с личностными свойствами, характеризующими особенности метакогнитивного (уровень метакогнитивной осведомленности) и интенционального (степень личностной включенности в творческую деятельность) опыта подростка. Сформулировано предположение о том, что изучение реальных достижений (как результата деятельности целостной личности) невозможно без учета своеобразия индивидуального ментального опыта.

Практическая значимость

Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке методик диагностики проявлений индивидуального интеллектуального ресурса, позволяющих выявить качественные критерии интеллектуального развития старших школьников в процессе обучения. Полученные данные применимы для сопровождения и поддержки одаренных подростков и их психологического консультирования.

Выводы

  1. Характер соотношения интеллекта и креативности определяется избирательными связями отдельных интеллектуальных способностей и разных форм креативности, в частности, на первый план выходят уровень сформированности понятийных способностей и разработанность как аспект невербальной креативности.
  2. Интеллект и креативность выступают в качестве факторов реальных (учебных, интеллектуальных, социальных) достижений при условии их тесного взаимодействия (интеграции).
  3. Предикторами реальных достижений (учебных, интеллектуальных, творческих, социальных) в подростковом возрасте, согласно результатам корреляционного, сравнительного и регрессионного анализа, являются понятийные способности (сформированность операций понятийного мышления и уровень долговременной семантической памяти, в терминах субтестов шкалы Амтхауэра) и невербальная креативность (разработанность как индикатор способности к порождению детализированных ментальных содержаний, в терминах методики Торренса).
  4. Сравнение своеобразия личностных свойств подростков, имеющих и не имеющих творческие достижения, позволило заключить, что творческая продуктивность выступает как результат взаимодействия разных уровней индивидуального ментального опыта с учетом специфики его организации: понятийного (дифференцированного и обобщенного способа концептуализации происходящего), метакогнитивного (высокого уровня метакогнитивной осведомленности, включая осознание приемов саморегуляции интеллектуальной деятельности и наличие чувства самоэффективности) и интенционального (активного включения личных впечатлений в виде преобладания внутренней мотивации, наличия в опыте личностно-значимых событий, специфических субъективных обоснований собственной деятельности).
  5. Понятийные способности выполняют интегративную функцию, связывая разные виды способностей и разные уровни индивидуального ментального опыта. Именно поэтому в подростковом возрасте понятийные способности вступают в качестве ведущего фактора по отношению к реальным (учебным, интеллектуальным, творческим, социальным) достижениям.

Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 6 читателей
12.03.2024 22:08:25Вашкин Даниил АлександровичЯ не доволен этой ситуацией и хочу чтобы это всё побыстрее прекратилось
12.03.2024 22:08:25Келлер Светлана ГеннадьевнаАктуально, важно, интересно
12.03.2024 22:08:25Цыдендоржиева Наталья ЧингисовнаПроект актуальный , очень важен
12.03.2024 22:08:25Черноусова Елена АлександровнаВ настоящее время в обществе, Компаниях крупных, известных, большое значение придается личностному успеху человека, его профессиональному росту, компетентности в той области, где человек трудится. Конечно становится востребованным психологические исследования проблемы самореализации личности, потому как приоритетом стало являться формирование активной, целеустремленной, стремящейся к саморазвитию творческой личности.
12.03.2024 22:08:24Христюк Валентина ПавловнаВ данной работе предпринята попытка применения ресурсного подхода к пониманию природы психологических факторов реальных достижений личности. Индивидуальные реальные достижения В данной работе рассматривается взаимодействие интеллектуальных и креативных способностей при ведущей роли понятийных способностей (операций понятийного мышления и семантической памяти).

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su