Номинация «Мастер-класс года для психологов»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Игры с бумагой» (мастер-класс)

Авторы:

Организация: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальная школа №20»., Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №34»

Данный мастер-класс был представлен психологическому сообществу на 10-м Санкт-Петербургском саммите психологов и предназначался специалистам в области работы с детьми для расширения профессиональной деятельности в психолого-педагогической практике.

Актуальность

Введение в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог» внесет значительные изменения в работу психологов образования. Уже сегодня для психолого-педагогического сопровождения ФГОС требуется специалист иного уровня квалификации, способный к работе с различными категориями детей в соответствии с различными нормами развития на основе системно-деятельностного подхода.

В настоящее время в образовательно-воспитательной системе большое значение приобретает стратегия творческого саморазвития личности. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. К сожалению, в практике очень редко используются простые технологии работы с бумагой, хотя именно они являются средством самовыражения и самореализации и создают основу для дальнейшего творческого развития детей.

Исследователи в области творчества выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.

Концептуальная новизна

Новизна проекта заключается: 

  • в сочетании использования способов арт-терапии и арт-педагогики, направленном на развитие эмоционально-образной сферы личности; 
  • в синтетическом объединении различных видов деятельности, направленных на развитие мотивационно-потребностной сферы личности;
  • в межпредметной интеграции, направленной на общекультурное развитие детей; 
  • в применении инновационных технологий, направленных на развитие творческого потенциала детей. 

Практическая значимость

Для снятия тревожности, связанной с рисованием, подходят техники аппликации, бумагопластики и создания композиции.

Игры с бумагой позволяют реализовать не только художественно-творческое развитие, но также способствуют формированию всех элементов учебной деятельности у младших школьников (ориентировка в заданиях, планирование, оценка продуктов деятельности, умение ставить и решать задачи и т.д.).

Будучи напрямую связанным, с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением «Игры с бумагой» не просто способствуют развитию каждой из них, но и связывают их между собой, помогая ребенку оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Содержание мастер-класса

Цель – распространение инновационных технологий, направленных на развитие творческого потенциала детей.

Задачи:

  • показать возможности рационального (безотходного) использования бумаги при создании объемных композиций; 
  • обучить приемам создания и преобразования образных композиций;
  • способствовать повышению мастерства в профессиональной деятельности специалистов в области работы с детьми.

Этапы проведения:

  • организационный этап (настрой на творчество, презентация творческих работ); 
  • вводный этап (введение в тему, презентация инновационных технологий);
  • практический этап (самостоятельная творческая деятельность); 
  • заключительный этап (подведение итогов).

Критерии качества проведения мастер-класса:

  • открытость и готовность делиться собственным опытом;
  • актуальность, новизна и эксклюзивность предлагаемого материала  (подтвержденного патентами РФ);
  • наглядность и доступность приемов обучения;
  • четкость и ясность содержания;
  • мотивированность и доброжелательность участников;
  • практическая результативность;
  • нестандартность мышления и диалоговый стиль общения.

В результате все участники мастер-класса:

  • ознакомились с авторским подходом  к  развитию творческого потенциала детей разных категорий;
  • приобрели опыт решения нестандартных задач, рационального (безотходного) использования бумаги при создании объемных композиции;
  • освоили авторскую технологию создания и преобразования образных композиций (плоскостных и объемных);
  • овладели обобщенными способами действий;
  • получили положительный эмоциональный заряд и в  придачу  дидактический раздаточный  материал для создания образных композиций в аппликации, мультипликации и применения  в сказкотерапии.

Выводы

Игры с бумагой, как один из вариантов внеурочной деятельности педагога-психолога (Программа «Уроки творчества»), показывает практическую реализацию коррекционно-развивающего направления с различными категориями участников образовательного процесса, какие инновационные технологии используются для развития творческого потенциала детей. В процессе практических занятий используется идея художественного преобразования бумаги. Различия в физических свойствах бумаги, картона позволяют разнообразить формы манипуляции с ними. Творческие игры – это органичный сплав рационального, эмоционального и оригинального, позволяющий преодолевать проблему противоречий между «хочу» и «умею».  Играя, ребенок творит, наслаждаясь процессом собственного рукотворного мира, игра переходит в искусство и затем снова возвращается в игру, таким образом, связываются воедино обучение, забава и творчество.

В художественно-игровой деятельности проявляется направленность на преобразование окружающего, природы, связь с другими людьми. В этой направленности ребенок реализует свою сущность – субъектность, а в отношениях с другими людьми и по отношению к самому себе он выступает как личность. 

Мастер-класс является отличным мотиватором личностного развития всех участников процесса.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе