«Игры с бумагой» (мастер-класс)
Данный мастер-класс был представлен психологическому сообществу на 10-м Санкт-Петербургском саммите психологов и предназначался специалистам в области работы с детьми для расширения профессиональной деятельности в психолого-педагогической практике.
Актуальность
Введение в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог» внесет значительные изменения в работу психологов образования. Уже сегодня для психолого-педагогического сопровождения ФГОС требуется специалист иного уровня квалификации, способный к работе с различными категориями детей в соответствии с различными нормами развития на основе системно-деятельностного подхода.
В настоящее время в образовательно-воспитательной системе большое значение приобретает стратегия творческого саморазвития личности. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. К сожалению, в практике очень редко используются простые технологии работы с бумагой, хотя именно они являются средством самовыражения и самореализации и создают основу для дальнейшего творческого развития детей.
Исследователи в области творчества выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.
Концептуальная новизна
Новизна проекта заключается:
- в сочетании использования способов арт-терапии и арт-педагогики, направленном на развитие эмоционально-образной сферы личности;
- в синтетическом объединении различных видов деятельности, направленных на развитие мотивационно-потребностной сферы личности;
- в межпредметной интеграции, направленной на общекультурное развитие детей;
- в применении инновационных технологий, направленных на развитие творческого потенциала детей.
Практическая значимость
Для снятия тревожности, связанной с рисованием, подходят техники аппликации, бумагопластики и создания композиции.
Игры с бумагой позволяют реализовать не только художественно-творческое развитие, но также способствуют формированию всех элементов учебной деятельности у младших школьников (ориентировка в заданиях, планирование, оценка продуктов деятельности, умение ставить и решать задачи и т.д.).
Будучи напрямую связанным, с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением «Игры с бумагой» не просто способствуют развитию каждой из них, но и связывают их между собой, помогая ребенку оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Содержание мастер-класса
Цель – распространение инновационных технологий, направленных на развитие творческого потенциала детей.
Задачи:
- показать возможности рационального (безотходного) использования бумаги при создании объемных композиций;
- обучить приемам создания и преобразования образных композиций;
- способствовать повышению мастерства в профессиональной деятельности специалистов в области работы с детьми.
Этапы проведения:
- организационный этап (настрой на творчество, презентация творческих работ);
- вводный этап (введение в тему, презентация инновационных технологий);
- практический этап (самостоятельная творческая деятельность);
- заключительный этап (подведение итогов).
Критерии качества проведения мастер-класса:
- открытость и готовность делиться собственным опытом;
- актуальность, новизна и эксклюзивность предлагаемого материала (подтвержденного патентами РФ);
- наглядность и доступность приемов обучения;
- четкость и ясность содержания;
- мотивированность и доброжелательность участников;
- практическая результативность;
- нестандартность мышления и диалоговый стиль общения.
В результате все участники мастер-класса:
- ознакомились с авторским подходом к развитию творческого потенциала детей разных категорий;
- приобрели опыт решения нестандартных задач, рационального (безотходного) использования бумаги при создании объемных композиции;
- освоили авторскую технологию создания и преобразования образных композиций (плоскостных и объемных);
- овладели обобщенными способами действий;
- получили положительный эмоциональный заряд и в придачу дидактический раздаточный материал для создания образных композиций в аппликации, мультипликации и применения в сказкотерапии.
Выводы
Игры с бумагой, как один из вариантов внеурочной деятельности педагога-психолога (Программа «Уроки творчества»), показывает практическую реализацию коррекционно-развивающего направления с различными категориями участников образовательного процесса, какие инновационные технологии используются для развития творческого потенциала детей. В процессе практических занятий используется идея художественного преобразования бумаги. Различия в физических свойствах бумаги, картона позволяют разнообразить формы манипуляции с ними. Творческие игры – это органичный сплав рационального, эмоционального и оригинального, позволяющий преодолевать проблему противоречий между «хочу» и «умею». Играя, ребенок творит, наслаждаясь процессом собственного рукотворного мира, игра переходит в искусство и затем снова возвращается в игру, таким образом, связываются воедино обучение, забава и творчество.
В художественно-игровой деятельности проявляется направленность на преобразование окружающего, природы, связь с другими людьми. В этой направленности ребенок реализует свою сущность – субъектность, а в отношениях с другими людьми и по отношению к самому себе он выступает как личность.
Мастер-класс является отличным мотиватором личностного развития всех участников процесса.
Голос из ВКонтакте