«Путешествие в сказку» (образовательная программа)
Актуальность
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.
Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия.
Сказкотерапия – «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром»(Т.Зинкевич-Евстигнеева). Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.
Раскрытие творческого потенциала личности, по мнению специалистов психологии развития, необходимо начинать с самого раннего возраста, так как дошкольный возраст является сензитивным для развития и обогащения одного из центральных механизмов творческой деятельности – воображения.
Однако воображение подбирает и комбинирует элемента действительности по законам общего эмоционального знака. Это предполагает развитие понимания эмоциональной атмосферы образа, приемов выразительности, понимание образного сравнения, гиперболы, метафоры. В этом контексте воображение напрямую связано с творческой деятельностью, так как «развитие воображения предполагает не только опознание и осознание образа, но и его самостоятельное построение и воплощение». В соответствии с вышеизложенным, проблема развития воображения в современной психолого-педагогической литературе актуализируется как проблема формирования творческих способностей.
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение
Социальная значимость данной программы – приобщение ребенка через творческую работу со сказкой к социокультурным традициям, к опыту человеческих отношений, т.к. сказка вместе с эстетическими ценностями красоты, силы и смелости содержит нравственные и моральные ориентации на добро, помощь и справедливость.
Научная значимость: в программе представлено обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника через приемы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка;
создание модели развивающей среды на основе принципов работы в условиях сенсорной комнаты.
Практическая значимость состоит в том, что программа имеет практико-ориентированную направленность, содержит систему практических занятий с дошкольниками по развитию вербального воображения и эмоциональной сферы дошкольника.
Данный проект имеет прикладное значение в области практической детской психологии и практике развития творческих способностей.
Программа «Путешествие в сказку» авторская и основана на принципах метода сказкотерапии – метод, «использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром». Особенность программы заключается в том, что приемы работы со сказкой направлены на развитие творческого вербального воображения ребенка, через включение в активную работу со словом и художественным образом сказки.
Цель программы: развитие творческого вербального воображения и эмоционально-волевой сферы дошкольника через восприятие сказки и технологию творческой работы со словом и сказкой.
Практическая реализация программы проходит в условиях специально организованной развивающей среды, обогащающей эмоциональное восприятие ребенком сказочных образов, с элементами условий сенсорной комнаты.
Программа рассчитана на детских практических психологов, специалистов в области дошкольного образования, педагогов дополнительного образования.
Программа включает в себя пояснительную записку, раскрывающую актуальность программы, цель, задачи программы.
Задачи:
1.Приобщение к духовному и нравственному уроку сказки через восприятие сказочной проблемной ситуации. Научить ребенка через восприятие сказки извлекать нравственный урок.
2. Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.
3. Развитие речевого активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства.
4.Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой.
Выделенные, таким образом, задачи в системе занятий ведут к формированию следующих предметных знаний, умений и навыков:
1.знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
2. умение понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства в языке.
3.уметь передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация), в словесной форме.
4. уметь продолжить, используя вербальное воображение, активный речевой запас, сюжетную линию сказки, сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему.
5. уметь интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих.
Технология работы со сказкой строится на трех уровнях, представляющих сказку как духовный опыт человечества, систему знаний человека о мире и о себе; как литературный жанр с самобытными художественными образами и как текст, состоящий из определенного набора текстовых единиц- слов.
Приемы работы со сказкой на разных уровнях:
1 уровень. Сказка как система знаний о мире и о себе.
-Беседа по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки и осознанию проблемной ситуации,
- интеграция проблемного поля сказки с эмоциональным опытом ребенка;
-включение разрешения проблемной ситуации, заключенной в сказке, в «копилку опыта жизни» ребенка;
- проигрывание эпизодов сказки в играх-драматизациях и народных играх со сказочными персонажами («Баба-яга», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и т.п.)
2 уровень. Художественный образ сказки.
- средства передачи красоты художественного образа сказки: эпитеты, гипербола, образное сравнение;
- структура сказки: главные герои, помощники, злодей;
- построение пересказа сказки по законам сказочного жанра;
- собственное сочинение сказки (построение вербального образа);
- рисование иллюстрации сказки (построение невербального образа);
3 уровень. Слово как материальная основа текста .
- упражнения и игры на развитие речевого активного словаря ребенка, на развитие вербального воображения;
- упражнения и игры на понимание причинно-следственных отношений в тексте.
Развитие воображения ребенка начинается с восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, обсуждения нравственного урока, извлеченного из событийного содержания сказки. В этом плане у ребенка в процессе речевой деятельности проявляется воссоздающее воображение.
Следующим этапом является присоединение упражнений по развитию вербального воображения, словесных форм, поэтому основная работа направлена на активную работу со словом, с расширением речевого словаря ребенка. В плане активной работы со словом подходят упражнения: «рифмоплеты», «составление слов», «круги на воде», укрась слово» и т.п.
Постепенно обучающий процесс усложняется приемами работы с речевыми конструкциями, объединением в одно предложение набора из несвязанных между собой по смыслу слов, конструированием фраз.
Обогащение речевого словаря упражнениями на развитие вербального воображения подготавливает переход к работе над собственным сочинением сказки.
Первоначально иллюстрация, рисунок ребенка к сказке, служит опорой, через которую он передает собственное творческое завершение сказки, изначально заданной педагогом.
На следующем этапе, такой опорой служат разнообразные предметы из «волшебного сундучка», которые включаются в контекст сказочной ситуации при коллективном сочинении сказки. На этом этапе педагог предлагает лишь начало сказки, помогая завершить ее при затруднении детей. В усложненной форме педагог предлагает тему, которою раскрывают дети при коллективном сочинении сказки или в индивидуальной работе, совмещая с процессом создания иллюстрации к собственной сказке.
Таким образом, работа со сказкой сказки предполагает восприятие сказки, проживание и переработку ее нравственного урока, включение творческого воображения ребенка по разрешению проблемной ситуации сказки и раскрытию предложенной педагогом темы в сказочной форме.
Восприятие сказки и предпочтение определенных героев и сказочных сюжетов связано с возрастными особенностями дошкольника. Ребенок 5-6 лет идентифицирует себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Интересны для ребенка становятся волшебные сказки с богатым сюжетным содержанием. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
В программу включены как народные сказки («Гуси-лебеди», «Царевна-Несмеяна», «Два жадных медвежонка»), так и авторские («Мистер Крококот» Дональд Бисет, «Паучишки Челли» Майи Живоглядовой, «Звездочка» Лаврентьевой Екатерины и др.).
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Например, направленность сказки «Вороненок» - неуверенность, боязнь самостоятельности, тревожность и боязливость. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» с куклой-проводником Василисой Премудрой (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Таким образом, создается особая атмосфера «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Восприятие «сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов:
-расширение – обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;
- закрепление – осознание нравственного урока и проблемной темы сказки;
- интеграция – соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание;
- резюмирование – подводим итог проведенной работе.
Программа реализуется в условиях специально организованной среды «сказочного пространства», где используются разнообразные светотехнические эффекты в создании зрительных образов (световые проекторы), музыкальные образы (звуковое сопровождение), аромообразы (аромолампа, различные ароматы, н-р запах сушеных грибов, как запах Бабы-яги и т.п.).
Диагностический блок программы включает методики, позволяющие оценить уровень развития вербального воображения и эмоциональную сферу ребенка (тест «Вербальная фантазия», Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), проективная методика «Кактус» (Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2000. №5. С.12)
Учебно-тематический план занятий.
Содержание занятий.
Приложения, включающие сказки, игровые упражнения.
Методическое обеспечение программы.
Данная работа опирается на теоретические выводы в области изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников, психокоррекции нарушений эмоциональной сферы, развития творческих способностей в дошкольном возрасте, психологических и педагогических приемов работы со сказкой. Метод сказкотерапии, его методологические принципы легли в основу образовательной программы, т.к. преимущества этого метода соответствуют возрастным особенностям данного возраста, особенностям детского мышления и восприятия окружающего мира.
1.В результате проведенного формирующего эксперимента по программе развития эмоциональной сферы и вербального воображения дошкольника, построенной на методологических принципах сказкотерапии, в экспериментальной группе (ЭГ) подтвердилась выдвинутая гипотеза исследования, а именно: метод сказкотерапии корректирует эмоциональную сферу дошкольника по следующим позициям: снижает уровень тревожности ребенка, оказывает влияние на качественные характеристики эмоциональной сферы (снижает негативные проявления). Статистически значимыми оказались данные, связанные с проявлением тревожности в ситуациях по типу межличностного взаимодействия, т.е. коррекция значима в ситуациях «ребенок один» и «ребенок – ребенок» (различия по t-критерию как в сравнении контрольной и экспериментальной группой на контрольном этапе, так и данных экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента).
2. В рамках развивающих занятий по программе «Путешествие в сказку» был создан сборник детских авторских сказок и творческих переделок сказок, получивший название «Сказки-малышки». В этом сборнике представлены сказки, созданные творческим воображением старшего дошкольника, обогащенным в процессе творческой работы со сказкой новыми образами и эмоциональными впечатлениями.
Приведем в качестве примера творческую работу Полины Санниковой, 6 л.
Сказка о золотой рыбке.
Жила-была золотая рыбка.
Однажды она решила прогуляться. Села в свою позолоченную карету, запряженную парой морских коньков, и поплыла. А вокруг была красота неописуемая: то и дело проносились стайки разноцветных рыбок: то тут, то там расстилались чудесные морские пейзажи. Поплыла рыбка до своей любимой полянки, сплошь поросшей разнообразными морскими водорослями.
Рыбка покинула свою карету, и стала прогуливаться. И вдруг, в зарослях кораллов, она заметила чей-то хвостик. Рыбка подплыла ближе и увидела, что хвостик принадлежит маленькому карасику. Бедняга зацепился за коралловую веточку.
Золотая рыбка помогла малышу-карасику освободиться. Затем она предложила довезти его до дома.
А дома карасика ждала встревоженная мама, которая очень обрадовалась, увидев своего сыночка, она сердечно поблагодарила рыбку за помощь.
Довольная рыбка поплыла к себе домой.
Таким образом, анализируя результаты практической работы с детьми по программе, основанной на методологических принципах сказкотерапии, того совместного опыта эмоционального сопереживания и проживания в сказочном пространстве метафоры, можно сказать, что на занятиях, где используются приемы развития творческого воображения, дети вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности, способность создавать свои собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и личного опыта ребенка.
Подводя итог данной работы, составленную образовательную программу, основанную на методологических принципах сказкотерапии, можно рекомендовать для практической работы психологов по коррекции эмоциональных нарушений (тревожность, поведенческие нарушения и т.п.) детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), по развитию вербального воображения через приемы работы со словом и сказкой.