Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«"Как стать активным и успешным" (Формирование субъектности через преобразование тревожности у детей младшего школьного возраста 7-11 лет)» (психолого-педагогическая развивающая программа)


 
Программа «Как стать активным и успешным» направлена на преодоление тревожности и развитие атрибутов субъектности. Применяется в работе психолога с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет). Содержание программы строится на развивающей модели обучения Эльконина-Давыдова, направленной на личностный рост и достижения учащихся, исследование себя и окружающего мира, развитие творческого мышления и нестандартного подхода к решению задач. 
 
По мнению А.М. Прихожан: «Дети, несомненно, все индивидуальны и реакции на внешний и внутренний мир могут сильно отличаться. Кто-то постарается устранить беспокойство, кто-то начнет адаптироваться к нему». В исследованиях клинического психолога Д. Барлоу такая тревожность рассматривается как защитный барьер, предупреждающий человека о возможной опасности, и включающий внутренние психологические механизмы, способствующие саморазвитию и функционированию на более зрелом уровне. При использовании этих внутренних механизмов, по мнению ученого, в процессе социализации человек может научиться лучше общаться и понимать других людей.
 
В программе заложено представление о существовании «полезной тревоги», побуждающей ребенка к проявлению активности, интереса к окружающей его действительности. Форма человеческой активности, преодоление собственных переживаний и авторское решение сложных задач нашло свое выражение в феномене субъектности. Роль субъектности в младшем школьном возрасте соответствует третьей ступени формирования личности «персонализации» и, по мнению В.И. Слободчикова, является фундаментальной для качественных изменений развития личности.
Процесс преодоления тревожности не является травмирующим событием, требующим снова и снова проигрывать волнующую ситуацию, ребенку не предлагается осознать свои страхи и пережить их заново – на занятиях дети косвенно обсуждают свои переживания,  стратегии поведения, эффективные способы решения трудных ситуаций. В качестве защитного барьера между ребенком и его переживаниями используются герои сказок, мультиков, персонажи историй, играющие символическое значение и оказывающие терапевтическое воздействие.
Цель психолого-педагогической развивающей программы заключается в преодолении тревожности и развитии атрибутов субъектности, которые являются ресурсами для осознанного самовыражения.

Задачи программы

  1. Преодоление травмирующих переживаний.
  2. Преодоление страхов и неуверенности в себе.
  3. Развитие навыков самопрезентации.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков самоконтроля.
  5. Развитие позитивного отношения к миру.
  6. Развитие личностно-ориентированных партнерских взаимоотношений.
Программа рекомендована для детей: младшего школьного возраста (1-4 класс) с низким, средним или высоким уровнем тревожности, с трудностями в проявлении эмоций, трудностями в общении с взрослыми и сверстниками, с пассивной стратегией поведения, с недостатком инициативности, неумением выходить за пределы конкретной ситуации, неспособных прогнозировать, анализировать и говорить о себе. 
Организация занятий по программе: Занятия проводятся в малых группах (7-15 человек) два раза в неделю по 40 минут. При таком темпе эффективность и развивающий эффект программы наиболее велик. 

Особенности программы

Преодоление тревожности происходит с помощью комплексного развития личности ребенка: эмоциональной, познавательной и коммуникативных сфер. В процессе игровой деятельности дети сталкиваются с необходимостью договариваться, учитывать желание каждого и строить совместную деятельность, в соответствии с общими задачами, так как заинтересованы в одобрении и получении желаемого результата. Основным содержательным блоком программы является сплочение группы, командообразование, развитие эффективных способов взаимодействия в группе младших школьников. Также программа включает блок, направленный на раскрепощение, снятие эмоциональных и поведенческих зажимов, тревожности и неуверенности в себе. Так как, субъектность предполагает «авторскую позицию», считается необходимым развитие творческого мышления (креативности), актерского мастерства, позволяющего ребенку чувствовать себя более свободно и уверенно, используя вербальные и невербальные средства коммуникации.

Этапы реализации программы

Работа с программой включает диагностический и развивающий этап работы. 
На этапе проведения первичной диагностики психолог изучает уровень тревожности и субъектности детей, анализирует полученные результаты, заносит в таблицу.
Для проведения диагностики рекомендуется использовать следующие методики:
Изучение тревожности:
  • Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан)
Изучение субъектности:
  • Метод незаконченных предложений А.Б.Орлова в модификации авторов программы; 
  • Прием «Сочинение сказки» (авторская разработка);
  • Опросник учителей: «Шкала субъектности» (авторская разработка).
 
Этап развивающей работы включает 7 содержательных блоков (2 подготовительных, позволяющих снять напряжение, преодолеть страхи и неуверенность в себе и 5 содержательных блоков, направленных на развитие атрибутов субъектности):
  • Знакомство. Командообразование.
  • Снятие напряжения. Раскрепощение.
  • Развитие активной позиции.
  • Развитие инициативности.
  • Развитие надситуативности.
  • Развитие прогнозирования.
  • Развитие рефлексии. 
 
На заключительном этапе подводятся итоги исследования вопроса, как стать успешным, дети составляют общий проект, где показывают, чему научились, и как будут применять новые знания в повседневной жизни.  Психолог проводит повторную диагностику тревожности и субъектности детей, сравнивает результаты с первоначальными, оценивает эффективность программы.

Ожидаемые результаты

После проведения программы уровень тревожности уменьшается, уровень субъектности увеличивается, выражаясь атрибутами: 
Активная позиция: Проявление «авторской» активности, основанной на самостоятельном принятии решения, проявлении желания что-либо сделать и изменить. 
Инициативность: Стремление проявить инициативу в любой ситуации, не боясь ошибиться, заявив вслух о своей точке зрения, способность аргументации и отстаивания собственных интересов. 
Надситуативность: Выход за грани конкретной ситуации, мышление отличается вариативностью и гибкостью, что позволяет находить несколько вариантов решений, ставить сверхзадачу, испытывая свои способности и возможности.
Прогнозирование: Присчитывание возможных путей решения, последствий своих и чужих поступков, присчитывание возможных трудностей, достижение за счет этого максимального результата.
Рефлексия: Анализ собственных поступков, осознание слабых и сильных способностей, постановка целей и задач, умение взаимодействовать с окружающими, используя информационное пространство как ресурс для развития.  
Дети младшего школьного возраста становятся более уверенными, социализированными среди сверстников и взрослых, проявляя интерес к личности другого, не боясь быть замеченными, выражая собственное мнение и помогая другим.
 
Технические средства, используемые в ходе реализации программы:
  1. Магнитная доска.
  2. Таблица настроения, цветные смайлики.
  3. Дерево успеха.
  4. Магнитофон с музыкой;
  5. Приложение специалиста (дневник занятий, таблица изменений, поведенческая шкала тревожности).
  6. Приложение к каждому занятию.
Критерий эффективности программы: у 70% процентов детей в группе изменился уровень тревожности и субъектности, поведенческие особенности детей (по оценке диагностики, родителей и учителей).
 
Список литературы:  
1. Анцыферова Л.И. «Психологическое содержание феномена “субъект” и грани субъектно-деятельностного подхода»/ М., ИП РАН, с. 27-42
2. Ермохина О. Н. Формирование надситуативной познавательной активности школьников/Дис. ... канд. психол.: 13.00.01 Ульяновск, 2006 г.,  200 с. РГБ ОД, 61:06-13/2627
3. Новиков П.В.   Развитие рефлексии у младших школьников/ Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : М., 1998 190 c. РГБ ОД, 61:98-19/106-4
4. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности//М., Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.-232 с.
5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Москва-Воронеж, 2000г.
6. Волосенко А.В., Мазуренко Т. Б. «Технологии формирования инициативности, самостоятельности, ответственности Мониной Г.Б."» (развивающая психолого-педагогическая программа внеурочной деятельности обучающихся), Норильск
7. Хухлаевой О.В. Хухлаева О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки, под ред. /Академический проект., М., 2005 г.
8. Barlow D.H. Anxiety and Its Disorders: The Nature and Treatment of Anxiety and Panic. N.Y.: Guilford Press, 2004. 704 c

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su