- Цыпленкова Наталья Алексеевна
(Самара)
Организация: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "школа 29" городского округа Самара (c 11.01.2016г.)
Актуальность
Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентиры, формируют жизнеспособность и целеустремленность.
Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Эти дети чаще всего социально изолированы от сверстников в силу имеющихся проблем в физическом, умственном или психическом развитии, их общение со сверстниками носит эпизодический характер.
Ребенок с ограниченными возможностями – не пассивный объект социальной помощи, а активно развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Он талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, ему мешает неравенство возможностей.
Проблема формирования коммуникативных умений у детей с ОВЗ, на наш взгляд, достаточно актуальна, т.к. степень сформированности умения активно взаимодействовать с окружающими влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Для приобретения ребенком с ОВЗ социального опыта, требуется создание особых условий, способствующих вовлечению его в окружающую действительность. Одним из таких условий может стать организация полифункциональной мультисенсорной среды. Обогащенная мультисенсорная среда создает ощущение безопасности и защищенности, позволяет снизить беспокойство, нервное возбуждение и тревожность, активизировать мозговую деятельность. Во время занятий младшие школьники с ОВЗ осваивают различные приемы саморегуляции, учатся преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.
Цель программы
Развитие коммуникативных навыков и коррекция эмоционально-волевой сферы у младших школьников, с ограниченными возможностями здоровья средствами мультисенсорной среды.
Задачи программы
- Формирование позитивного образа «Я» и уверенности в себе.
- Коррекция эмоциональной сферы, развитие самодисциплины, самоорганизации и самоконтроля.
- Снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, формирование адекватной самооценки.
- Развитие навыков бесконфликтного взаимодействия в группе сверстников и умения принимать оказывать взаимопомощь.
Структура программы
В структуру программы входят следующие разделы:
Раздел 1. Развитие личностной сферы, формирование позитивной мотивации к обучению.
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Раздел 3. Развитие коммуникативных навыков.
Форма занятий: групповая по 5-6 чел.
Методы и приемы, используемые при реализации программы:
- Коммуникативные игры.
- Функциональные упражнения, направленные на развитие внимания, восприятия, умения работать коллективно и др.
- Арт-терапия: рисуночная терапия и сказкотерапия.
- Психогимнастика.
Сроки и этапы реализации программы
Данная программа реализуется в течение учебного года, состоит из 16 занятий. Цикл рассчитан на 4 месяца при 1-м занятии в неделю.
Продолжительность одного занятия от 30 до 45 минут, в зависимости от индивидуальных особен-ностей обучающихся.
Ожидаемые результаты
- Снижение уровня тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе.
- Развитие навыков самоорганизации, саморегуляции и управления своими эмоциями и поведе-нием.
- Приобретение опыта бесконфликтного общения и взаимодействия с окружающими.