- Беляева Альбина Рахимьяновна
(п. Саракташ Оренбургской области)
Организация: ГБУСО СРЦН "Маячок" в Саракташском районе Оренбургской области
Актуальность
Актуальность разработки программы социально-психологической реабилитации для несовершеннолетних дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра обусловлена тем, что дети, попадающие в учреждение, как правило, из асоциальных семей. У таких детей, выросших в условиях эмоциональной депривации, возникают множественные социально-психологические проблемы, затрудняется процесс социализации. Работа с несовершеннолетними, которым требуется защита и поддержка, успешная социализация и социальная адаптация, а также социально-педагогическая, социально-психологическая реабилитация являются важнейшим аспектом деятельности специалистов социально-реабилитационных центров.
Цель программы
Целью программы является социально-психологическая реабилитация несовершеннолетнего дошкольного возраста, в условиях социально-реабилитационного центра.
Задачи программы
Определить уровень психологического развития ребенка; способствовать стабилизации психоэмоционального состояния несовершеннолетнего; способствовать формированию адекватной самооценки; создать условия для преодоления зажатости и безынициативности; способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей; создать условия для развития творческого воображения, фантазии;
оказать помощь несовершеннолетним в достижении взаимопонимания; способствовать побуждению детей к размышлениям, самоисследованию, повышению уровня общего развития детей.
Содержание программы
Диагностический блок. Цель: изучение особенностей личностного развития несовершеннолетнего.
Основные этапы:
- Сбор сведений о ребенке
- Психологическое обследование ребенка.
- Анализ материалов обследования.
- Выработка рекомендаций для составления индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего.
Коррекционный блок Цель: психокоррекция и личностное развитие несовершеннолетнего.
Применяемые технологии:
- Арт-терапия.
- Сказкотерапия.
- Психогимнастика.
- Сеансы релаксации.
- Элементы тренинга.
- Танцевальная терапия.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: изучение динамики изменений личностного развития несовершеннолетнего.
Основные этапы:
- Психологическое обследование ребенка.
- Анализ материалов обследования.
- Выработка рекомендаций для родителей на постреабилитационный период.
Практическая значимость программы
Программа социально-психологической реабилитации «Волшебное ассорти» восполняет дефицит в методическом обеспечении деятельности психологов, социальных психологов и педагогов-психологов в условиях социально-реабилитационного центра.
По итогам реализации совокупности инновационных технологий в реабилитационном процессе достигаются: стабилизация психоэмоционального состояния ребенка, формирование адекватной самооценки, преодоление зажатости и безынициативности, снижение агрессивности, страхов, тревожности у детей, развитие творческого воображения, фантазии, развитие способности выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне, развитие мелкой моторики, сенсорных ощущений, становление произвольной регуляции поведения.