«Самореализация личности в физкультурно-спортивной деятельности» (комплект из двух монографий)
1. Уляева Л.Г., Уляева Г.Г., Раднагуруев Б.Б. Самореализации личности спортсмена как субъекта двигательной активности: Монография. / под общ. ред. Л.Г. Уляевой. — М. : Издатель Мархотин П. Ю., 2014. — 144 с. — ISBN 978-5-00038-177-9
2. Уляева Л.Г., Мельник Е.В., Воскресенская Е.В., Сивицкий В.Г., Раднагуруев Б.Б., Уляева Г.Г. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: Монография / под общ. ред. Л.Г. Уляевой. – М.: ИПК "ОнтоПринт", 2014. – 236 с. – ISBN 978-5-00038-178-6
Актуальность проблемы исследования. Проблема самореализации личности являлась междисциплинарной проблемой, имеющей философские корни, но только с недавнего времени обрела статус психологической проблемы.
Изучение самореализации человека как субъекта деятельности в настоящее время становится все более актуальной. Все большее количество исследователей привлекает вопрос о самореализации в спортивной деятельности, особенно в рамках спорта высших достижений, как и профессиональной самореализации высококвалифицированных спортсменов.
Вместе с тем, целый ряд вопросов остается дискуссионным. Например, не получило еще однозначного истолкования понятие самореализация, нет единого понимания в отношении механизмов формирования самореализации человека и особенностей ее развития в процессе психологического сопровождения физкультурно-спортивной деятельности. Отмечая неоднозначность и противоречивость подходов в отношении феномена самореализации, и объясняя данный факт сложностью и многоплановостью самого исследуемого явления, вместе с тем, можно говорить о том, что в имеющих место работах акцент в основном делается на изучение самореализации как объекта познания. В связи с этим особое внимание исследователями уделяется изучению основных структурных составляющих самореализации как потребности в двигательной деятельности, мотивации к занятиям спортом. Недостаточно внимания уделено рассмотрению самореализации как деятельности и как ее результат с позиции физкультурно-оздоровительной деятельности. Рассмотрение механизмов формирования самореализации на примере физической культуры и спорта может помочь созданию научно-обоснованной системы психологического сопровождения.
Физкультурно-спортивная деятельность достаточно хорошо изучена в настоящее время с позиции теории спорта, тренировочной и соревновательной деятельности. В общих чертах весь многолетний путь в спорте представляется как процесс, подразделяющийся на три основные стадии: 1) базовая спортивная подготовка, проводимая в массовом спорте в большинстве случаев с формированием потенциальных резервов для дальнейшего продвижения к высшим достижениям; 2) деятельность в спорте высших достижений; 3) спортивная деятельность после ухода из спорта высших достижений.
Однако, не менее важной проблемой является рассмотрение физкультурно-спортивной деятельности как основы для формирования личности. Спорт выступает как вид деятельности спортсмена, в котором формируется его личность. Однако влияние этой деятельности может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому изучая эти закономерности, мы можем способствовать положительным изменениям и сглаживать негативное влияние спорта на формирование личности спортсмена. Спортивная деятельность может изучаться также с позиции самореализация личности, которая объективно проявляется в спортивных достижениях, уровень которых выступает условием субъективной удовлетворенности.
Объект исследования: концепция самореализации личности в физкультурно-спортивной деятельности.
Предмет исследования: самореализация личности в системе психологического сопровождения физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Внедрение в практику результатов исследования осуществлено в следующих направлениях: а) разработка программ и лекционных курсов; б) проведение семинарских и практических занятий в колледжах, институтах, и университетах по дисциплинам («Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология физической культуры и спорта», «Психологическое консультирование», «Психотерапия», «Теория и методика деятельности спортивного психолога», «Диагностика в деятельности спортивного психолога» и авторских спецкурсов «Психологическое сопровождение спортивной деятельности в экстремальных условиях», «Психология здорового стиля жизни»; «Психология деятельности тренера ДЮСШ» и «Психология развития личности в трудных жизненных ситуациях», «Психологическое консультирование в спорте» использование основных результатов диссертации, психодиагностических и обучающих методик при проведении занятий по направлению «Психология физического воспитания и спорта» в РГУФКСиТ, ПИФКиС МГПУ и МИФКиС (г.Москва); д) использование комплексной системы психологического и психофизиологического сопровождения в рамках деятельности НИИ оздоровления учащихся и Оздоровительно-физкультурного центра СГА (г.Москва), центра «Инновационных здоровьесберегающих технологий» СПК МГППУ (г. Москва), центра «Культуры здоровья и спартианского воспитания» РГУФКСиТ и НИИ проблем спорта РГУФКСиТ, (г. Москва), отдела медико-психологического обеспечения спортивных сборных команд России ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА России; е) публикации: методических рекомендаций для психологов и специалистов в сфере физической культуры и спорта, главы в учебниках; учебно-методических пособий для студентов, монографиях и серии статей в рецензируемых научных журналах.
В монографии «Самореализация личности спортсмена как субъекта двигательной активности» концептуально рассмотрены проблемы самореализации личности спортсмена как субъекта двигательной активности. Большое внимание уделено теоретико-методологическому обоснованию проблемы самореализации личности спортсмена, мотивации спортивной деятельности в контексте самореализации личности. Представлены результаты как теоретических исследований, так и экспериментальной работы по изучению компонентов самореализации.
В монографии «Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности» концептуально рассмотрены проблемы самореализации личности в процессе психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности: спортивная деятельность как психологический феномен; обоснована концепция психолого-педагогического сопровождения; представлены результаты экспериментальной работы по обоснованию, разработке, апробации и внедрению критериев оценки спортивно-важных качеств и возможности их формирования в процессе психологической подготовки в различных видах спорта.
Монографии предназначены для студентов, магистрантов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава вузов физической культуры, спортсменов, тренеров, психологов и других специалистов, связанных с подготовкой спортсменов высокого класса.
- Монография «Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности» pdf, 3.06 Мб
- Монография «Самореализация личности спортсмена как субъекта двигательной активности» pdf, 2.29 Мб
- Рецензия на монографии проф. С.Д. Неверкович doc, 35.5 Кб
- Рецензия на монографии проф. Т.Д. Поляковой doc, 33.5 Кб
- Список научных и учебно-методических трудов Б.Б. Раднагуруева doc, 99 Кб
- Список научных и учебно-методических трудов Г.Г. Уляевой doc, 133 Кб
- Список научных и учебно-методических трудов Л.Г. Уляевой doc, 410.5 Кб
- Сайт Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
- Сайт Белорусского государственного университета физической культуры
- Статья «Что нужно знать о спортивных психологах сборных команд России» в «Психологической газете»