«Конструктор “Читаю, считаю и пишу без запинки”»
Начальный этап освоения чтения и письма для детей – это вхождение в новый этап развития личности ребенка. Важно дать правильное направление с самого начала. В авторской методике обучения началам грамоты Плюсниной Е.М., предлагается использовать уникальный конструктор букв, цифр, который необходим для развития творческого мышления детей. Радость творчества, незабываемых открытий, развитие восприятия и памяти, подготавливающих к чтению и письму без запинки, знакомство с новыми формами работы в процессе начального обучения грамоте – это главное, что дает работа с конструктором.
Методологические и теоретические основания технологии обучения:
- междисциплинарные связи – основа продуктивного обучения;
- обучение с упреждением – соблюдение межэтапных связей;
- своевременность введения каждого этапа обучения – облегчение отработки навыков;
- формирование индивидуального стереотипа речевой деятельности – основная задача речевого развития;
- квалиметрия – от количественных характеристик к качественным;
- определение понятия начальной грамотности и описание уникальных свойств этого явления.
Методы и приемы обучения началам грамоты:
- игровые приемы знакомства с буквами (волшебные превращения);
- синтезировано-аналитический способ обучения;
- связь изображения предметов из элементов конструктора с подготовкой к красивому письму;
- способы и упражнения развития орфографического чутья языка;
- практический показ всех возможностей конструктора.
Возможности конструктора велики: из его элементов можно составлять рисунки, орнаменты и таким образом развивать творческое воображение детей, а подписи названий рисунков познакомят детей с буквами и цифрами, поскольку рисунки можно не только подписывать, но и нумеровать. Интерес, который поддерживается созданием собственных рисунков, помогает развить усидчивость, произвольное внимание, а также увеличивает мотивацию к учебной деятельности, поскольку успехи всегда окрыляют.
Подготовка к учебной деятельности, которая происходит с радостью, с увлечением и с любовью, помогает развивать произвольное внимание. Успехи ребенка будут способствовать в дальнейшем к возникновению интереса к чтению книг. Началом этого послужат несложные занятия по составлению рисунков, букв и цифр.
Описание конструктора
Конструктор состоит из 125 пластмассовых элементов белого цвета. Такое количество необходимо для того, чтобы можно было составлять не только любые рисунки, но и подписи к ним на русском и английском языках.
Возможности конструктора
- Составление рисунков
- Знакомство с написанием слов\букв
- Знакомство с геометрическими фигурами
- Развитие глазомера и чувства пропорциональности
- Развитие мелкой моторики пальцев
- Составление как заглавных, так и строчных букв
- Предупреждение зеркального отражения букв
- Развитие творческого пространственного воображения
- Обучение счету
Для кого нужен конструктор?
Конструктор букв предназначается для не читающих детей и для детей, который путают буквы. Следовательно, применять его можно как в детском саду, так и в первом классе. Особенно он будет полезен при проведении индивидуальных, дополнительных занятий. Конструктор букв поможет детям не только в запоминании букв, но и в четком их различении, т.к. конструирование - это, прежде всего, работа рук и мысли, творческое применение элементов букв.
В процессе работы с конструктором у детей развивается пространственная ориентировка, а также чувство пропорциональности и симметрии. Например, если ребенок захочет составить букву Б таким образом: Ь , то он увидит, что «козырек» у буквы значительно длиннее, т.е. не соответствует нужным пропорциям, значит необходимо взять другой элемент. То же самое будет происходить в случае зеркального изображения букв: ученик должен постоянно сравнивать, что у него получилось, с тем, что нужно было сделать. Во время игры в этот конструктор ребенок находится в активной позиции, раскрывается его творческий потенциал.
Предупреждение орфографических ошибок
Составление как заглавных, так и строчных букв, дает возможность изучить правила написания заглавных букв в именах людей, кличках животных, названиях городов и т.д.
Когда дети будут подписывать рисунки, то правильное написание слов будет запоминаться. Детям нужно будет подчеркивать, что многие слова слышатся и пишутся по-разному. Формировать внимательное отношение к орфографической стороне слова, нужно начинать как можно раньше, в момент подписи рисунков и написании первых слов.
Развитие мелкой моторики пальцев
Для того чтобы у детей хорошо развивалась речь, очень полезно развивать мелкую моторику пальцев. При использовании конструктора, дети будут перебирать элементы букв, подбирать мелкие и крупные детали.
Есть и специальное задание для развития координации руки и глаза. Составленные буквы можно обводить и раскрашивать, штриховать, заполнять мелкими буквами.
Развитие творческого пространственного воображения и знакомство с геометрическими фигурами
Из элементов конструктора можно делать небольшие постройки, объемные конструкции (например «башенки», «колодцы» и др.). Как правило, в основании будет лежать какая-либо геометрическая фигура (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д.). Дети будут с ними знакомиться через практическое применение, и, значит, легче запоминать.
В составленных рисунках тоже часто будут встречаться геометрические фигуры, их надо называть.
Обучение счету
Элементы конструктора могут использоваться как счетные палочки и так же из них можно составлять цифры.
Апробация конструктора проводилась в течение двух лет в англо-русской школе начальной грамотности «BEZZAPINKI».
Патент на полезную модель №146167 от 4 июля 2013 года зарегистрирован 1 сентября 2014 года.