«Практические профессиональные навыки для студентов-психологов» (дополнительная образовательная программа)
Актуальность и практическая значимость проекта
В мире существуют профессии, требующие более тщательной подготовки, предъявляющие особые требования к личности специалиста. Без сомнения, одной из таких профессий является профессия врача: выпускник медицинского института не имеет права лечить людей, пока не пройдет ординатуру или интернатуру, познав на практике все нюансы врачебного дела. Но, между тем, по всей стране ежегодно выпускаются тысячи психологов, многие из которых обладают только теоретическими знаниями в своей профессиональной области, в то время как влияние на жизнь и здоровье клиента психолог часто оказывает не меньшее, чем врач. Для повышения качества психологических услуг, а также формирования доверия в обществе к специалистам данной сферы необходима разработка и внедрение специальных программ направленных на развитие практических профессиональных навыков студентов психологических специальностей.
С данной инициативой в 2014 году выступила проектная группа Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, инициировав реализацию проекта «Практические профессиональные навыки студентов-психологов». Данный проект был реализован в рамках деятельности Психологической поликлиники при Академии психологии и педагогики.
Проектная идея заключалась в разработке и реализации серии мероприятий, направленной на развитие разнообразных практических навыков студентов Академии. Ключевым моментом проекта была непосредственная деятельность самих студентов. Важно, чтобы им не только показали практикующие психологи, как вести тренинги, обрабатывать диагностики, проводить развивающие занятия, но и сами студенты попробовали себя в новом качестве.
В 2014 году проект включал 3 модуля:
- Образовательный
- Практический
- Конкурсный
Образовательный модуль
В рамках первого модуля были реализованы две образовательные программы: «Практические профессиональные навыки» и «Детский развивающий центр».
Программа «Практические профессиональные навыки» включала 4 блока:
- Хочу быть тренером. Как создать и провести психологический тренинг?
- Социальное проектирование. Поиск и получение грантов.
- Психологическое исследование
- Психологическое консультирование
Программа «Детский развивающий центр» состояла из 3 блоков:
- Теория и практика раннего развития.
- Разработка программы работы детского центра.
- Как открыть свой детский развивающий центр?
Особенность образовательного модуля проекта «Практические профессиональные навыки для студентов-психологов» по сравнению с обычными занятиями студентов состояла как в содержании предлагаемого материала, так и в форме его подачи. Главный акцент делался на практическом применении получаемых знаний. На занятии студенты получали возможность самостоятельно попробовать различные техники, методы психологической работы. Все занятия проекта проходили в форме учебного тренинга. Численность участников 10-15 человек. Обязательным условием занятия была многократная и разноплановая проработка полученных знаний: с этой целью использовались такие методы, как «аквариум», работа в парах и тройках.
Практический модуль
Данный модуль был направлен на более детальную проработку полученных профессиональных навыков. Особенностью данного модуля было то, что работа каждого из участников происходила независимо, в индивидуальном режиме и по той теме, которую каждый для себя выбрал. На выбор студентам предлагалось несколько форм работы, которые они могли самостоятельно реализовать в жизни(при консультационной поддержке координаторов проекта):
- Создание и сопровождение информационного ресурса в сети Интернет психолого-педагогической тематики.
- Разработка и проведение обучающего мероприятия (семинара, лекции, мастер-класса) для студентов-психологов.
- Разработка и проведение психологического тренинга.
- Разработка и апробация авторской психодиагностической методики.
- Разработка и реализация социального проекта психолого-педагогической направленности.
Некоторые из студенческих работ представлены в виде ссылок на созданные ими информационные ресурсы.
Конкурсный модуль
Итогом реализации проекта в 2014 году стало проведение Новогоднего фестиваля психологических практик и Конкурса студенческих работ «Практические профессиональные навыки», в рамках которого студенты получили возможность представить результаты своей деятельности. Изначально конкурс был ориентирован на студентов Южного федерального университета, однако он заинтересовал и студентов из других вузов и регионов страны, став в результате межрегиональным. С положением о конкурсе можно познакомиться в дополнительных материалах.
Итоги и перспективы проекта
В 2014 году в проекте приняло участие 58 студентов Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. Однако реальное число участников проекта значительно больше, т.к. каждый из студентов проводил собственные мероприятия (тренинги, занятия, социальные проекты), участниками каждого из которых становилось не менее 15 человек. Таким образом, данная инициатива привлекла не менее 870 человек.
В рамках реализации проекта студенты и преподаватели Академии приняли участие в социально значимых инициативах, оказав психолого-педагогическую поддержку ряду организаций (Социальный приют для подростков и детей г. Таганрога, организация «Новые возможности» Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону, Донской государственный технический университет).
Результаты реализации проекта в 2014 году свидетельствуют об эффективности выбранной формы, высокой практической и образовательной значимости, а также о востребованности данной инициативы в студенческой среде. В связи с этим предполагается дальнейшая реализация проекта в 2015 году с увеличение числа участников и форм работы.
- Группа, созданная одной из студенток Академии психологии и педагогики по педагогике Монтессори
- Группа, созданная одной из студенток Академии психологии и педагогики по Вальдорфской педагогике