Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Развитие социально-психологической компетентности в процессе самопрезентации пользователя сети Интернет» (образовательная программа)


Автор:

Актуальность, научная и практическая значимость

Развитие научно-технического прогресса, глобализация в разных сферах жизнедеятельности приводит к неуклонному росту популярности использования Интернет ресурсов для самопознания, самопрезентации, саморазвития.

Адаптация человека в Интернет среде носит стихийный характер и с точки зрения психологии практически не изучена. Самопрезентация личности в сети Интернет является публичной, и с этим связан ряд рисков для психологической безопасности. Отсутствует, особенно в молодежной среде, психологическая культура самопрезентации личности в социальных сетях.

Научная значимость программы заключается в психологическом анализе механизмов конструирования представлений личности о себе, «Я концепции» [Р.Б.Бёрнс] через самопрезентацию в социальных сетях Интернет. Мы предположили, что в XXI в. при наличии запроса на психологическое сопровождение, практикующий психолог может, с согласия клиента, использовать микроблог (ВКонтакте, Facebook, Twitter, Instagram, LiveJournal) пользователя социальной сети Интернет как дополнительный психологический инструментарий к традиционным офлайн методам психодиагностики.

Самопрезентация активного пользователя социальной сети Интернет в своем микроблоге имеет ряд особенностей, связанных с динамичной структурой в контексте с индивидуальной историей жизни конкретного человека. Исходя из теоретического анализа работ С.Московичи и др. авторов, описывающих формирование социальных представлений и по результатам проведенного практического исследования (2014г.) в популярной социальной рунет сети «ВКонтакте (П.Дуров), были изучены следующие феномены:

  1. Самопрезентация пользователя в своем микроблоге – есть метафора его жизненного пути.
  2. Самопрезентация психо-эмоционального состояния личности в своем микроблоге есть особый вид «сетевой» арт-терапии.
  3. Самопрезентация в своем микроблоге – это карта тьюторанта в рамках онлайн – образования.

В условиях нашего проекта нижний возрастной порог для детей ограничен 15+.

Практическая значимость заключается в отработке системы психологического онлайн-офлайн сопровождения клиента- пользователя сети Интернет, создания программы обучения специалистов-психологов, с целью профилактики стихийной адаптации в социальных сетях, формированию психологической культуры самопрезнтации через специально организованное обучение специалистов-психологов и клиентов, особенно на удаленных расстояниях и для молодежи.

Основное содержание работы (этапы)

Этапы программы состоят из констатирующего и формирующего экспериментов.

I этап - констатирующий эксперимент

Модуль 1.1. «Самоанализ специалиста- психолога» (январь-март).

Целевая группа: практикующие психологи.

Цель: повышение профессиональной компетентности практикующих психологов в области изучения самопрезентации пользователя социальной сети Интернет путем самоанализа.

Модуль 1.2. «Диагностическое сопровождение клиентов» (апрель-июнь).

Целевая группа: практикующие психологи и клиенты.

Цель: Повышение профессиональной компетентности психологов в области апробации сопровождения социально-психологической компетентности в процессе самопрезентации пользователя социальной сети Интернет в работе с клиентами.

II этап - формирующий эксперимент

Модуль 2.1. «Навигация в самообразовании специалиста - психолога» (июль-сентябрь)

Целевая группа: практикующие психологи с тьюторской компетентностью.

Цель: Повышение профессиональной компетентности практикующих психологов в области тьюторской онлайн-навигации в процессе развертывания индивидуализации самообразования при картировании своих ценностных ориентаций на страничке в социальной сети Интернет.

Модуль 2.2. «Навигация в самообразовании клиента - тьюторанта» (октябрь-декабрь)

Целевая группа: практикующие психологи с тьюторской компетентностью и клиенты –тьюторанты.

Цель: повышение профессиональной компетентности психологов в области апробации сопровождения социально-психологической тьюторской онлайн-навигации в процессе развертывания индивидуализации самообразования клиентов, при картировании своих ценностных ориентаций на страничке в социальной сети Интернет.

Результаты, выводы

Программа «Развитие социально-психологической компетентности в процессе самопрезентации пользователя сети Интернет» успешно апробирована на собственном примере автора и с участием других психологов и студентов на базе социальной сети «ВКонтакте».

В результате освоения/апробации программы, произошло повышение профессиональной компетентности психологов в области сопровождения социально-психологической компетентности в процессе самопрезентации пользователя социальной сети Интернет в работе с клиентами.

В проекте приняли участие 16 пользователей социальной сети ВКонтакте: 4 взрослых (психологов) и 12 юношей-девушек, студентов ВУЗа (клиентов).

В содержании программы учитывались результаты, полученные лично автором программы в ходе эмпирического исследования феномена самопрезентации личности в своем микроблоге. Основные идеи программы нашли свое отражение в публикации автора.



Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su