«Всероссийские студенческие олимпиады по психолого-педагогическому образованию» (2004-2014, Екатеринбург)
В условиях модернизации системы образования, повышения требований к молодым специалистам на первый план выходят задачи создания социокультурной образовательной среды для личностно-профессионального развития студентов, их успешного вхождения в профессиональное сообщество и развития академической мобильности субъектов образовательного процесса. Решению этих задач способствует проведение Всероссийской студенческой олимпиады, которая является пространством для развития личностной и профессиональной компетентности студентов; способом привлечь внимание специалистов к актуальным проблемам в науке и обществе; местом встречи студентов и преподавателей вузов РФ, членов профессиональных объединений.
Всероссийская студенческая олимпиада (ВСО) по психолого-педагогическому образованию проводится ежегодно с 2004 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки «Об организации и проведении Всероссийской студенческой олимпиады» на базе Института психологии ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург). В 2014 году состоялась юбилейная Х Всероссийская студенческая олимпиада по психолого-педагогическому образованию.
В олимпиаде участвуют студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования «Педагогика и психология», «Психология», «Психолого-педагогическое образование» очной формы обучения государственных и негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию. Команду студентов сопровождает руководитель из профессорско-преподавательского состава вуза.
Программа олимпиады разрабатывается ежегодно с учетом актуальных проблем в психологической науке и социальной жизни.
Табл. 1. Хронология проведения ВСО
Год |
Тема |
Количество вузов, участников |
2004 |
Игра как условие развития исследовательской позиции |
11 вузов, 39 участников. |
2005 |
Принцип неопределенности в образовании: методологический и методический аспекты |
12 вузов (из них 1 заочно), 58 участников. |
2006 |
Толерантность в пространстве образования |
18 вузов, 72 студента. |
2007 |
Психолого-педагогическое сопровождение формирования гражданской позиции современной молодежи |
19 вузов, 76 участников. |
2008 |
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в культурном многообразии современного мира |
27 вузов (из них 3 заочно), 108 участников. |
2009 |
Психолого-педагогическое сопровождение молодежи в расширяющемся информационном пространстве современного мира |
23 вуза, 92 участника. |
2010 |
Педагог-психолог и общество: взаимодействие и ответственность |
21 вуз, 82 участника. |
2011 |
Психология образовательного пространства |
17 вузов, 68 участников. |
2013 |
Интерактивные технологии в психолого-педагогическом образовании |
19 вузов, 74 участника |
2014 |
Психологическая культура в пространстве образования |
23 вуза, 80 участников. |
Структура ВСО включает торжественное открытие и закрытие олимпиады, соревновательные задания, а также культурно-познавательную программу. Продолжительность олимпиады составляет 3-4 дня.
Соревновательная часть олимпиады включает три тура: методический, теоретический и практический.
Целью методического тура является актуализация и оценка умений студентов осуществлять проектную, развивающую, научно-методическую деятельность и представлять ее результаты. Задание заключается в разработке командой психолого-педагогического проекта или коррекционно-развивающей программы и представления ее в виде статьи.
Целью теоретического тура является оценка уровня сформированности системы знаний по дисциплинам психолого-педагогического цикла. Теоретический тур проходит в форме тестирования.
Целью практического тура является актуализация, развитие и оценка профессиональной компетентности участников, а также обогащение их личного и профессионального опыта. Задания разрабатываются в соответствии с указанной целью, образовательными стандартами, направлениями деятельности педагога-психолога и темой олимпиады.
Кроме соревновательной части в структуре ВСО представлены мероприятия, направленные на установление и развитие профессиональных и личных контактов – самопрезентация команд-участниц, культурно-познавательная программа. Самопрезентация способствует знакомству участников, расширению представлений о различных научных школах, способах реализации педагогической, организационной, научной деятельности в высших учебных заведениях. Культурно-познавательные мероприятия реализуются в разных формах:
- информирование о культурных мероприятиях (участникам предоставляется афиша культурных событий, проходящих в дни олимпиады),
- экскурсия по г. Екатеринбургу,
- проведение интернет-конференций (ВСО-2011: интернет-конференция с East Carolina University (США) по проблемам межкультурного диалога),
- проведение совещаний (ВСО-2010: руководители команд приняли участие в выездной секции работы УМО по психолого-педагогическому образованию),
- проведение актовых лекций (ВСО-2010: Е.В. Пронина, к.пс.н., доцент ВГГУ, г. Владимир: «Психологическое сопровождение межкультурного взаимодействия в образовательном процессе»; ВСО-2013: Т. Бугелова, доктор психологии Прешовского университета (Словакия): «Актуальные проблемы психологической науки и образования в Словакии».
За время проведения олимпиады в ней участвовали команды из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Северодвинска, Барнаула, Волгограда, Екатеринбурга, Пензы, Глазова, Казани, Уфы, Стерлитамака, Биробиджана, Ханты-Мансийска, Южно-Сахалинска и других городов РФ. За десять лет в ВСО приняли участие 749 студентов. Было издано десять сборников научно-исследовательских работ участников ВСО, семь учебно-методических пособий, отражающих содержание ВСО разных лет. В печати находится учебно-методическое пособие «Олимпиада как психолого-педагогическая технология обучения в вузе», которому присвоен гриф УМО по психолого-педагогическому образованию.
Эффекты Всероссийской студенческой олимпиады по психолого-педагогическому образованию:
- создание социокультурной среды для всестороннего развития личности студентов, формирование общекультурных компетенций;
- содействие личностно-профессиональному становлению участников посредством организации проектной деятельности, использования современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий обучения;
- развитие академической мобильности, научного творчества, профессионального сотрудничества между студентами, преподавателями вузов РФ и профессиональным психолого-педагогическим сообществом, интенсификация обмена опытом.
- Отчет о проведении Олимпиады в 2013 г. в «Бюллетене УМО вузов России» pdf, 68.5 Кб
- Презентация Олимпиады – 2014 (источник — сайт УМО по психолого-педагогическому образованию http://www.psyumo.ru/) pdf, 622.5 Кб
- Программа Олимпиады – 2013 docx, 20.3 Кб
- Программа Олимпиады – 2014 docx, 22.0 Кб
- Сборник материалов Олимпиады – 2013 pdf, 987.4 Кб
- Сборник материалов Олимпиады – 2014 pdf, 987.4 Кб
- Статья об Олимпиаде в «Новой газете на Урале» pdf, 826.0 Кб