Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России»
Реферат проекта

«Всероссийские студенческие олимпиады по психолого-педагогическому образованию» (2004-2014, Екатеринбург)


В условиях модернизации системы образования, повышения требований к молодым специалистам на первый план выходят задачи создания социокультурной образовательной среды для личностно-профессионального развития студентов, их успешного вхождения в профессиональное сообщество и развития академической мобильности субъектов образовательного процесса. Решению этих задач способствует проведение Всероссийской студенческой олимпиады, которая является пространством для развития личностной и профессиональной компетентности студентов; способом привлечь внимание специалистов к актуальным проблемам в науке и обществе; местом встречи студентов и преподавателей вузов РФ, членов профессиональных объединений.

Всероссийская студенческая олимпиада (ВСО) по психолого-педагогическому образованию проводится ежегодно с 2004 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки «Об организации и проведении Всероссийской студенческой олимпиады» на базе Института психологии ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург). В 2014 году состоялась юбилейная Х Всероссийская студенческая олимпиада по психолого-педагогическому образованию.

В олимпиаде участвуют студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования «Педагогика и психология», «Психология», «Психолого-педагогическое образование» очной формы обучения государственных и негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию. Команду студентов сопровождает руководитель из профессорско-преподавательского состава вуза.

Программа олимпиады разрабатывается ежегодно с учетом актуальных проблем в психологической науке и социальной жизни.

Табл. 1. Хронология проведения ВСО

Год

Тема

Количество вузов, участников

2004

Игра как условие развития исследовательской позиции

11 вузов, 39 участников.

2005

Принцип неопределенности в образовании: методологический и методический аспекты

12 вузов (из них 1 заочно), 58 участников.

2006

Толерантность в пространстве образования

18 вузов, 72 студента.

2007

Психолого-педагогическое сопровождение формирования гражданской позиции современной молодежи

19 вузов, 76 участников.

2008

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в культурном многообразии современного мира

27 вузов (из них 3 заочно), 108 участников.

2009

Психолого-педагогическое сопровождение молодежи в расширяющемся информационном пространстве современного мира

23 вуза, 92 участника.

2010

Педагог-психолог и общество: взаимодействие и ответственность

21 вуз, 82 участника.

2011

Психология образовательного пространства

17 вузов, 68 участников.

2013

Интерактивные технологии в психолого-педагогическом образовании

19 вузов, 74 участника

2014

Психологическая культура в пространстве образования

23 вуза, 80 участников.

 

Структура ВСО включает торжественное открытие и закрытие олимпиады, соревновательные задания, а также культурно-познавательную программу. Продолжительность олимпиады составляет 3-4 дня.

Соревновательная часть олимпиады включает три тура: методический, теоретический и практический.

Целью методического тура является актуализация и оценка умений студентов осуществлять проектную, развивающую, научно-методическую деятельность и представлять ее результаты. Задание заключается в разработке командой психолого-педагогического проекта или коррекционно-развивающей программы и представления ее в виде статьи.

Целью теоретического тура является оценка уровня сформированности системы знаний по дисциплинам психолого-педагогического цикла. Теоретический тур проходит в форме тестирования.

Целью практического тура является актуализация, развитие и оценка профессиональной компетентности участников, а также обогащение их личного и профессионального опыта. Задания разрабатываются в соответствии с указанной целью, образовательными стандартами, направлениями деятельности педагога-психолога и темой олимпиады.

Кроме соревновательной части в структуре ВСО представлены мероприятия, направленные на установление и развитие профессиональных и личных контактов – самопрезентация команд-участниц, культурно-познавательная программа. Самопрезентация способствует знакомству участников, расширению представлений о различных научных школах, способах реализации педагогической, организационной, научной деятельности в высших учебных заведениях. Культурно-познавательные мероприятия реализуются в разных формах:

  • информирование о культурных мероприятиях (участникам предоставляется афиша культурных событий, проходящих в дни олимпиады),
  • экскурсия по г. Екатеринбургу,
  • проведение интернет-конференций (ВСО-2011: интернет-конференция с East Carolina University (США) по проблемам межкультурного диалога),
  • проведение совещаний (ВСО-2010: руководители команд приняли участие в выездной секции работы УМО по психолого-педагогическому образованию),
  • проведение актовых лекций (ВСО-2010: Е.В. Пронина, к.пс.н., доцент ВГГУ, г. Владимир: «Психологическое сопровождение межкультурного взаимодействия в образовательном процессе»; ВСО-2013: Т. Бугелова, доктор психологии Прешовского университета (Словакия): «Актуальные проблемы психологической науки и образования в Словакии».

За время проведения олимпиады в ней участвовали команды из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Северодвинска, Барнаула, Волгограда, Екатеринбурга, Пензы, Глазова, Казани, Уфы, Стерлитамака, Биробиджана, Ханты-Мансийска, Южно-Сахалинска и других городов РФ. За десять лет в ВСО приняли участие 749 студентов. Было издано десять сборников научно-исследовательских работ участников ВСО, семь учебно-методических пособий, отражающих содержание ВСО разных лет. В печати находится учебно-методическое пособие «Олимпиада как психолого-педагогическая технология обучения в вузе», которому присвоен гриф УМО по психолого-педагогическому образованию.

Эффекты Всероссийской студенческой олимпиады по психолого-педагогическому образованию:

  • создание социокультурной среды для всестороннего развития личности студентов, формирование общекультурных компетенций;
  • содействие личностно-профессиональному становлению участников посредством организации проектной деятельности, использования современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий обучения;
  • развитие академической мобильности, научного творчества, профессионального сотрудничества между студентами, преподавателями вузов РФ и профессиональным психолого-педагогическим сообществом, интенсификация обмена опытом.

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su