«ХХI Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция “Практики развития: индивидуальные, корпоративные и институциональные свободы и ограничения”» (24-26 апреля 2014 года, Красноярск)
Конференция «Практики развития» имеет богатую историю. В апреле 1994 года небольшая группа психологов и педагогов из Красноярска, Новосибирска, Томска и Москвы провела первую конференцию «Педагогика развития». На первой конференции обсуждались результаты эксперимента внедрения развивающего обучения в российских школах, но по своему составу участников она была не столь многочисленна, каковой она является сейчас. Тем не менее, интерес к обсуждавшейся проблематике усиливался, а конференция приобрела статус ежегодной всероссийской конференции. Основой для обсуждения педагогических практик и инноваций на Конференции служит психология развития и культурно-историческая концепция. Именно из этой позиции обеспечивается оформление новых идей и рефлексия существующего опыта. На «Педагогику развития» в Красноярск всегда съезжались ведущие деятели психологии и педагогики. Нередко именно здесь зарождались и обсуждались идеи, которые становились предтечей психологических и педагогический открытий, и в дальнейшем серьезным образом влияли на устройство современной образовательной системы. В числе соучредителей всегда был, например Василий Васильевич Давыдов. До сих пор партнерами Конференции является Психологический институт Российской академии образования.
В 2013 году конференция была переименована в «Практики развития». Таким образом, Педагогике развития как одной из Практик развития, были посвящены 19 Всероссийских конференций в г. Красноярске. Однако, практики развития, предполагают не только Педагогику развития и открывают поле дискуссий для специалистов из других сфер, отраслей и т.д., претендующих на развитие.
Цель ХХI конференции — распространение научных знаний на территории Красноярского края, интеграция науки, идеи культурно-исторической концепции с системой образования, проблематизация внутри научного профессионального сообщества, реконструкция замыслов и возможностей, поиск поля смыслов и противоречий различных сфер, а также повышение привлекательности сферы научной деятельности для молодежи.
Основными задачами Конференции было продолжение обсуждения таких исследований и проектов, в которых появляются перспективы или уже интегрируются ресурсы различных профессиональных сообществ и государства для построения практик развития. Представлялось важным удержать линию образовательных ступеней, которая начинается с самой первой — семейной и завершается институтами профессионального развития, являясь при этом основой генерации человеческого капитала в самых различных областях деятельности. Одной из задач конференции также являлось активное и продуктивное использование форматов не только дискуссий и экспертизы, но и переговоров для достижений долгосрочных и прочных альянсов между представителями различных отраслей в деле депровинциализации Сибири.
В рамках конференции были обсуждены следующие вопросы:
- построения образовательных практик как ресурсных для развития личности, корпорации, институции;
- коллективных и индивидуальных форм практик развития и успешность личности, корпораций, институций;
- соавторства и партнерства персон, корпораций, институтов в построении практик развития;
- интеграции ресурсов субъектов деятельности как фактора ограничения или потенциала для увеличения степеней свободы;
- место и роль одиночества, изоляции, автономии, суверенности, независимости, свободы в практиках развития личности, корпораций, институций.
В формате мастер-классов, дискуссионных площадок участникам конференции были представлены результаты и методики успешных проектов, реализуемых на территории Красноярского края:
- «Качество жизни и его оценка»; — «Самостоятельность в реализации образовательных программ»;
- «Профессиональные педагогические игры»;
- «Действительность современного детства»;
- «Следы школы»;
- «Инновационные кластеры»;
- «Практики переговоров»;
- «Послевузовское образование» и др.
Формат конференции предполагал участие различных профессиональных позиций, заинтересованных в развитии сферы образования, распространения идей психологии развития, включая экономические, правовые, организационно-управленческие, политические. Участие в конференции приняли отечественные и зарубежные специалисты в области психологии, экономики, педагогики, юриспруденции, социологии и образования. Для участников конференции была предусмотрена интерактивная форма работы с экспертами, в том числе в ходе форсайт-сессий. По итогам конференции планируется издание материалов с текстами докладов и дискуссий (УДК, ББК, ISBN, РИНЦ) в апреле 2015 года.
В конференции приняли участие представители 5 федеральных округов, было зарегистрировано более 300 участников.
Ключевым вопросом первого дня был вопрос о местах, формах и персонах, в которых проявляются практики развития. В следующие два дня Конференции были представлены доклады на больших и малых пленумах, посвященных вопросам образования и его результатам. Проблемные симпозиумы и дискуссионные площадки строились на материале сравнительных и прикладных исследований.
Новшествами конференции стало использование QR-кодов для более быстрого и удобного распространения информации и применение приложения iTunes U для публикации основных материалов конференции.