«Технология преемственности педагогов-психологов школ и дошкольных учреждений: информационная карта первоклассника»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является актуальной. В последнее время разрабатываются и реализуются технологии преемственности между дошкольным образованием и школой: это появление начальных классов в детском саду; координация работы конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы либо на основе специально оформленного договора, либо создание специального объединения (комплекса) образовательных учреждений.
Данные модели демонстрируют существование дефицита подробной, детализированной, отражающей особенности развития и степень психологической готовности ребенка к обучению в школе информации; сопровождение ребенка в этих моделях представлено локально, в рамках отдельно взятых учреждений или специального объединения. Запросы психологов-практиков выражают необходимость удовлетворения информационной потребности, возможности сопровождения ребенка вне зависимости от выбора образовательного учреждения, координации процесса передачи информации, представленной в качестве системы.
Удовлетворение запросов практики привело к созданию нами технологии преемственности педагогов-психологов школ и дошкольных образовательных учреждений.
Задачи:
1) изучение и анализ современных подходов к проблеме преемственности в работе школ и дошкольных образовательных учреждений;
2) внедрение в практику работы педагогов-психологов ДОУ и школ единого психодиагностического комплекса;
3) разработка и внедрение единой документации, содержащей информацию об уровне школьной готовности выпускников детских садов;
4) разработка и внедрение системы передачи информации о готовности к школе педагогами-психологами дошкольных учреждений школьным психологам;
5) разработка и проведение мероприятий по повышению уровня профессиональной компетентности психологов в вопросах технологии преемственности.
Разработка и внедрение данной технологии осуществлялось в три этапа.
I.Этап разработки (2001-2003г.г.)
На основе анализа современных подходов к проблеме преемственности в работе школ и дошкольных образовательных учреждений была выбран, апробирован и адаптирован единый диагностический комплекс. В качестве диагностического инструментария педагогов-психологов как ДОУ, так и школ нами был отобран ряд субтестов «Методики определения готовности к школе» Л.А.Ясюковой, направленных на изучение интеллектуальной готовности и отдельных особенностей ребенка, которые позволяют выявить необходимые для учебной деятельности и достаточно устойчивые характеристики личности. Это дало возможность своевременно сформулировать прогноз успешности в учебной деятельности и адаптации ребенка к школе, спланировать и начать профилактическую и коррекционную работу в детском саду, которая будет продолжена психологом школы. Была разработана система передачи информации о готовности к школе педагогами-психологами дошкольных учреждений психологам школ, в основе которой лежит разработка информационных карт, получивших название «Карта преемственности». «Карта преемственности» содержит сведения о структуре интеллекта ребенка, его мотивационной установке по отношению к школе, личных и индивидуальных особенностях; необходимой помощи логопеда; заключение и рекомендации психолога (приложение). Разработан механизм передачи «Карт преемственности».
II. Этап внедрения. (2003г.– сентябрь 2007 г.)
Разработаны и проведены мероприятия, направленные на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в вопросах преемственности между дошкольным образованием и начальным звеном школы.
Введен единый диагностический инструментарий, определяющий школьную готовность. Диагностика проводилась педагогами-психологами ДОУ два раза в год – в сентябре – октябре и апреле - мае; педагогами-психологами школ – 1 – 2 раза в год (1 класс). Результаты зафиксированы в «Картах преемственности», апробированы на базе 50 дошкольных образовательных учреждения (1407 детей) и 22 школ (2004–2005 уч г); 51 ДОУ (1357 детей) и 24 школ (2005- 2006 уч. год); 52 ДОУ (1428 детей) и 23 школ (2006-2007 уч. год). Внедрена система передачи информации о готовности к обучению в школе педагогами-психологами дошкольных учреждений школьным психологам, которая осуществлялась через посредничество руководителя проекта, организацию мини консилиумов на базе «Центра диагностики и консультирования».
III. Аналитический этап (сентябрь – декабрь 2007 г.)
Проанализированы и обобщены результаты, полученные на предыдущем этапе. Благодаря этому появилась возможность выявить ряд объективных причин, порождающих типичные отклонения в развитии старших дошкольников на протяжении нескольких лет, приводящих в дальнейшем к школьной дезадаптации и неуспеваемости в г. Северодвинске. Это позволило своевременно планировать не только коррекционную, но и профилактическую работу с дошкольниками и первоклассниками.
Технология преемственности доказала свою эффективность. Она позволила решить задачи преемственности между педагогами-психологами школ и ДОУ. В результате ее внедрения педагоги-психологи получили единый диагностический инструментарий, что позволило им говорить на «одном» языке. Разработан централизованный способ передачи информации психологам школ, который обеспечил конфиденциальность и полноту предоставляемой информации (более 92%). Дифференцированный подход к сопровождению каждого ребенка, инициативный следящий контроль за детьми группы риска осуществлялся на более ранних сроках. Технология выстроена с учетом динамики в развитии ребенка в последний год дошкольного детства и первом классе школы – это позволило судить об уровне его обучаемости и в соответствии с этим строить коррекционную работу. Появилась возможность изучать типичные отклонения в развитии дошкольников, прогнозировать и осуществлять перспективное планирование работы по подготовке к школе и преодолению школьных трудностей.
Технология рассчитана на педагогов-психологов образовательных учреждений города.