«Программа специализации по психосоматике» (обучающая программа (дистанционная форма))
Актуальность проекта.
Современные условия жизни, включающие социально-политическую и экономическую нестабильность приводят к резкому увеличению психосоматических и невротических расстройств среди населения. По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных. По дополнительным данным число таких пациентов достигает 75%.
Это говорит о том, что подавляющее большинство пациентов больниц и поликлиник имеют соматические (телесные) заболевания психогенной природы и им должна быть оказана не только медицинская, но и психологическая помощь. Но, к сожалению, на сегодняшний день специалистов, профессионально работающих в области психосоматики, недостаточно.
Ограниченное количество часов подготовки психологов и врачей в области психосоматики (как в ВУЗах, так и в рамках дополнительного образования) является причиной неизменной популярности курсов и семинаров по темам психосоматики. Учитывая нынешние показатели уровня здоровья населения, кризис системы здравоохранения и растущее количество стрессов – тема здоровья и хорошего самочувствия еще долго будет сохранять свои лидерские позиции.
Научная и практическая значимость проекта.
Психосоматика – научное междисциплинарное направление, родившееся на стыке медицины и психологии. Психосоматический подход рассматривает личность в целом, в совокупности ее психических и телесных проявлений. Именно такой холистический (целостный) подход соблюдает описываемый проект.
В проекте используется объемная научная информация, приводятся результаты современных исследований, что позволяет получить широкий взгляд на методологические аспекты психосоматического направления, узнать об истории появления и развития психосоматики как в нашей стране, так и за рубежом.
Несмотря на глубокий научный подход, программа имеет выраженный практический характер. Все рассматриваемые зарубежные концепции и модели проверены специалистами на практике (в том числе на отечественной выборке), для изучения нозологических единиц (болезней) используются только клинически подтвержденные данные (изучение реальных историй болезней, плотное информационное сотрудничество с медицинскими учреждениями). Для диагностической и коррекционной работы в программу отобраны только научно-обоснованные, эффективные и экологичные методы работы.
Основное содержание работы.
Учитывая междисциплинарный характер психосоматического подхода, программа предусматривает подготовку специалистов по двум направлениям: оказание психологической помощи населению и работа психолога (врача) в соматической клинике.
Поэтому программа содержит информацию об особенностях работы психолога (врача) как в медицинской практике (проведение экспериментально-психологического исследования, изучение и анализ внутренней картины болезни (ВКБ), профилактика ятрогений, организация и проведение «групп здоровья», консультирование членов семьи больного, психологическое сопровождение тяжело больных и работа по улучшению качества жизни неизлечимых больных и т.д.), так и специфику работы с психосоматическими расстройствами клиентов, обращающихся за психологической помощью по месту работы либо к частно-практикующим психологам.
Программа имеет 2 образовательных уровня: базовый и расширенный.
Основное содержание базового уровня включает 3 блока: теоретический, диагностический и психокоррекционный.
При освоении базового уровня специалист будет обладать достаточным объемом знаний для того, чтобы разобраться в природе психосоматического симптома, провести полноценную психосоматическую диагностику и психокоррекцию. Этот уровень рассчитан как повышение квалификации специалистов помогающих профессий, так или иначе сталкивающихся в своей работе с психосоматическими симптомами у своих клиентов.
Расширенный уровень помимо 3-х вышеперечисленных блоков базового уровня содержит дополнительные блоки: консультирование и психопрофилактика, а также блок частной психосоматики. Расширенный уровень дает более высокие компетенции, предполагающие более глубокую работу с психосоматическими проблемами, в том числе оказание помощи при тяжелых хронических заболеваниях.
Этот уровень рассчитан на специалистов, чьи профессиональные обязанности связаны с непосредственным контактом с тяжелыми заболеваниями или работой с семьями хронически больных людей. Дополнительное знание специфики различных заболеваний (частная психосоматика) поможет практикующим психологам лучше понять психологические особенности людей с разными заболеваниями (психосоматический профиль личности) и эффективнее справляться с самым широким кругом клиентских запросов.
Результаты, выводы.
Участники программы получат целостное представление о психосоматическом направлении и познакомятся со всеми основными методами психодиагностической, психокоррекционной и психотерапевтической работы с психосоматическими расстройствами.
В содержание программы входят лучшие, научно-обоснованные методы работы, имеющие высокую эффективность с клинически подтвержденными результатами.
Основную часть программы составляют авторские методы и подходы, подтвердившие свою продуктивность в результате многолетней работы авторов с психосоматическими клиентами.
Дистанционная форма и использование мультимедийных средств позволяет специалисту освоить программу в удобном для него режиме и объеме с возможностью успешной интеграции новых знаний с уже имеющимися у него профессиональными опытом и знаниями.
Успешное освоение материала программы позволит специалисту диагностировать актуальное состояние клиента (пациента), выяснять причину расстройства и прогнозировать дальнейшее изменение его психосоматического состояния, а также проводить успешную профилактику ухудшения здоровья и эффективно использовать психотерапевтические методы, способствующие улучшению самочувствия и выздоровлению клиента.
- Описание программы, на основе которой была создана дистанционная форма
- Статья «Психосоматика: взаимосвязь души и тела» (РиТМ Психология для всех. – 2012. - № 3. – С. 14-16)
- Статья «Зачем современному психологу нужны знания о психосоматике?» в «Психологической газете»