«Успешность в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи (в условиях логопедического класса общеобразовательной школы)» (модель, методическое пособие, рабочие тетради)
Демократические преобразования в российском обществе способствовали появлению и внедрению в педагогическую практику идей интегрированного воспитания и обучения детей особыми возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками. Российское образование делает только первые шаги на пути интеграции, и, к сожалению, на сегодняшний день существует дефицит в развивающих программах, ориентированных на работу с такими детьми в рамках общеобразовательного учреждения.
С введением ФГОС начального общего образования, встал вопрос о специфике усвоения детьми с ОНР Основной Образовательной Программы (ООП) и об успешности достижения результатов в обучении учащимися этой категории. Именно сейчас для общеобразовательного учреждения особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями (в частности, с общим недоразвитием речи) в условиях общеобразовательной школы и обеспечения условий освоения детьми с такой речевой проблемой ООП НОО.
Опираясь на исследования Р.Х. Шакурова, Н.А. Подымова, В.В. Ковалева, Д.Н. Исаева, Ю.З. Гильбуха, Н.П. Локаловой, мы выявили, что успешность в обучении является одной из составляющих психологического здоровья школьника. При этом формула успешности в обучении младшего школьника с ОНР может выглядеть как отношение между объективными показателями успешности (преодоление речевого дефекта в устной и письменной речи, плюс овладение Основной образовательной программы начального общего образования) и субъективной оценкой ребенка своих результатов.
Проектной базой выступила МБОУ СОШ № 167 г.о. Самара, где с 2010 года функционируют логопедические классы для детей с ОНР - различными сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Основная цель проекта: разработка и реализация такой модели организации учебно-воспитательного процесса для младших школьников с ОНР, при которой формируется успешность в обучении как критерий их успешной интеграции в образовательное учреждение.
Данная модель включает в себя следующие компоненты:
- концепцию обучения младших школьников с ОНР в соответствии с формулой и критериями успешности обучения в логопедических классах;
- диагностику успешности обучения учащихся 2-х, 3-х и 4-х логопедических классов на основе интегрированной контрольной работы, адаптированную к ОНР;
- уроки русского языка для детей с ОНР на основе дифференцированного подхода (2 - 4 классы);
- разработанный и введенный в практику обучения учащихся 1-4-х классов с ОНР специальный единый речевой режим;
- разработанные логопедические занятия для младших школьников с ОНР на основе программы коррекции дисграфии Е.В.Мазановой (2 класс), методики О. В. Чистяковой (3 класс), программы И.В. Архангельской (4 класс) по формированию письменной и читательской деятельности у младших школьников с нарушениями речи;
- технологию «тьютерской помощи», оказываемой учителем-логопедом, обучающимся с ОНР на уроках русского языка и литературного чтения;
- внедрение элементов системы семейной групповой логопсихотерапии Н.Л. Карповой в занятия внеурочной деятельности (3-4 классы);
- разработанные программы внеурочной деятельности для детей с ОНР: «Логоритмика» (спортивно-оздоровительное направление); «Школа общения» (социальное направление); «Юные редакторы» (общеинтеллектуальное направление); «Учимся выступать устно и письменно» (общекультурное направление).
Новаторским решением проблемы оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи обучающимся с ОНР стал подход, интегрирующий психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую логопедическую составляющую в сопровождении развития речи у учащихся с ОНР в урочной и внеурочной деятельности. Данный подход был учтен при создании комплекса авторских дидактических пособий для четвероклассников с ОНР «Путешествие в Грамотеево царство» И.В. Архангельской. Пособие включает в себя 4 рабочих тетради, в каждой из которых описано занятие-путешествие, построенное по единому алгоритму, отличающемуся от традиционного использованием элементов нейропсихологической гимнастики, методики обучения скорочтению и коммуникативных приемов. Особый акцент в тетрадях сделан на использовании лингвокраеведческого материала (очерков и легенд о Самарской области и России). Данное пособие представлено в дополнительных материалах к проекту.
Результаты внешнего мониторинга выпускников логопедических классов начальной школы, проведенные Городской психолого-медико-педагогической комиссией г.о.Самара, показали, что 95% обучающихся достигли возрастной нормы речевого развития. Психолого-педагогическая диагностика успешности в обучении выявила высокие образовательные результаты обучающихся 4-х логопедических классов (данные представлены в методическом пособии). Все это дает нам основание предположить, что выпускники логопедических классов будут успешно интегрированы в среду сверстников в среднем звене общеобразовательной школы.
Этапы реализации проекта
Подготовительный (декабрь - август 2010 г.): разработка концепции проекта и модели организации учебно-воспитательного процесса для младших школьников с ОНР, при которой формируется успешность в обучении как критерий их успешной интеграции в образовательное учреждение; разработка психолого-педагогической диагностики успешности в обучении учащихся с ОНР; обобщение имеющейся методической базы, включающей методы, технологии, приемы и формы формирования успешности в обучения младшего школьника с ОНР.
Практический (сентябрь 2010 – май 2014): реализация модели организации учебно-воспитательного процесса для младших школьников с ОНР, при которой формируется успешность в обучении как критерий их успешной интеграции в образовательное учреждение.
Обобщающий (сентябрь – декабрь 2014): обработка и анализ полученных данных, описание результатов проектной деятельности; подведение итогов работы; трансляция опыта на научно-практических конференциях, семинарах по проблематике проекта, а также публикации в информационно-методических и научно-методических изданиях.
Обобщенный опыт работы проектной площадки представлен:
- Успешность в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи (в условиях логопедического класса общеобразовательной школы): методическое пособие / Т.С. Павлов, Е.В. Васильева и др.; под ред. Е.А. Соколовой, А.Д. Яковистенко. – Самара: Изд-во Ольги Кузнецовой, 2015 г.
- Рабочие тетради в 4-х частях из серии «Я - Грамотей» по формированию письменной и читательской деятельности у младших школьников с нарушениями речи/ авт.-сост. И.В.Архангельская; под ред. Е.А.Соколовой. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2013- 2015 г.г.