«Школа успеха: школа как образовательный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов» (модель инновационной деятельности школы )
Инновационный продукт, разрабатываемый образовательным учреждением, представляет собой создание модели школы как образовательного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов. Модель школы-центра подразумевает формирование целостной системы сопровождения каждого обучающегося, направленное на развитие его социально значимых компетенций для получения учебной, личностной и социальной подготовки к интеграции в обществе и приобретению навыков самостоятельной жизни.
Актуальность инновационного продукта обусловлена следующими факторами:
- во-первых, необходимостью достижения учащимися с ОВЗ равных возможностей в образовании с целью интеграции в общество;
- во-вторых, требованиями социума к профессиональным качествам педагога, свидетельствующими о наличии необходимой и достаточной подготовки, образованности, стремления к поддержке и развитию обучающихся, к конструктивному взаимодействию с семьями воспитанников, для получения высокого уровня формирования глубоких и качественных знаний, умений и навыков. Это позволяет выпускнику нашей школы легче приспособиться к условиям современного общества, найти в нем свое место, почувствовать собственную значимость.
- в-третьих, родители и социальные партнеры школы становятся равноправными участниками создания психолого-педагогических условий для оптимальной социализации учащихся с ОВЗ.
Спроектированная модель деятельности школы как образовательного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов вносит позитивные изменения в образовательное пространство специальной (коррекционной), школы, реализующей адаптированные основные образовательные программы, способствуя формированию равных возможностей для интеграции в общество учащихся.
Разрабатываемый инновационный продукт получил свою апробацию в рамках реализации задачи стратегии «Петербургское образование 2020»: обеспечение равных условий воспитания и образования, при разных стартовых возможностях, для всех детей и молодежи Санкт-Петербурга» по таким направлениям, как «Равные и разные».
Модель инновационной деятельности школы как образовательного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов состоит их трех блоков (рис. 1 в разделе «Дополнительные материалы).
1 блок – развитие образовательного потенциала учащихся, родителей и педагогов.
Учащиеся в школе должны не просто учиться и воспитываться, а жить полноценной жизнью. В школе они могут удовлетворить свои социальные и духовные потребности, подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни. Моделирование образовательной коррекционной среды способствует подготовке социально адаптированного человека, обладающего устойчивыми знаниями и профессионально-трудовыми навыками, умеющего применить свои навыки в жизни.
Создание условий не только для получения специального образования, но и перехода в массовую школу – важный результат инновационной деятельности образовательного учреждения.
Социальная неоднородность учащихся создаёт многоаспектные проблемы для учебно-воспитательного процесса и требует высокой квалификации педагогического коллектива. Для участия в процессе обновления учебно-воспитательного процесса педагоги постоянно повышают свою квалификацию и участвуют в программах психологической поддержки с целью профилактики эмоционального выгорания.
Гуманистическая образовательная парадигма рассматривает родителей как полноправных субъектов образовательного процесса, возлагая, в том числе, на них ответственность за качество образования своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности коррекционного обучения, в особенностях учебной программы школы, учебниках и технологиях, которые применяют педагоги. Возросший уровень педагогической компетентности части родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Широко используемое консультирование родителей педагогами и педагогом-психологом школы рассматривается как условие, способствующее созданию психологического комфорта образовательного пространства для участников образовательного процесса.
От сложившихся отношений между педагогами и родителями зависит жизненная перспектива школьника. Основной принцип работы с семьей – индивидуальный и дифференцированный подход. Вовлечь родителей в воспитательный процесс удаётся через конструктивные, действенные контакты с семьей. Актуальным остаётся педагогическое и психологическое просвещение родителей, способность сопереживания семье со стороны педагогического коллектива.
2 блок – Развитие системы психологического сопровождения участников образовательного процесса.
Положения данной концепции базируются на человекоцентристском подходе: ребёнок – главная ценность. С первых дней пребывания ребёнка в школе осуществляется работа по изучению его личностных и психофизических особенностей, которую ведут учитель начальных классов, педагог-психолог, учитель-логопед, врач, социальный педагог. Целью их деятельности является определение потенциальных возможностей ученика, установление путей коррекции выявленных недостатков.
Главными задачами работы коррекционного учреждения становятся:
- создание благоприятной, комфортной атмосферы для сведения к минимуму проявлений отрицательных эмоциональных состояний у детей;
- ориентированность педагогов на коммуникацию с учащимися, друг с другом, с родителями;
- коррекция у воспитанников недостатков эмоционально-волевой сферы, умственного и физического развития;
- мотивация к непрерывному пополнению знаний через дальнейшую вариативность, индивидуализацию учебного процесса;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи с использованием приобретенного оборудования;
- воспитание психоэмоциональной устойчивости, умения адекватно реагировать и преодолевать сложные проблемы учеников коррекционного учреждения в процессе обучения и социализации.
Школа учитывает особенности контингента учащихся и ориентирована в социальном плане на личностное развитие ребёнка. Педагогический коллектив стремится помочь учащемуся увидеть свое место в социуме. Школа учит ребёнка ставить перед собой цели, находить социально приемлемые решения для их достижения.
3 блок – развитие стратегий социального партнерства.
Одной из главных задач нашего образовательного учреждения является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности при получении образования, поддержание в школе общекультурных норм и ценностей. Решение этой проблемы предполагает взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями, организациями, реализацию волонтерских проектов. Происходит формирование психолого-педагогических условий для эффективной социализации благодаря использованию инновационных образовательных технологий.
Модель апробирована в государственном бюджетном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №663 Московского района Санкт-Петербурга.