«Психологический паспорт класса»
Статистика последних лет свидетельствует, что число «слабоуспевающих», «педагогически запущенных» детей растёт. «Психологический паспорт класса» направлен на своевременный сбор информаций и помощь от всех специалистов, работающих с детьми в общеобразовательном учреждении.
Работа направлена на оптимизацию деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода, на решение проблемы школьной неуспеваемости, на исправление дефектов познавательной сферы, связанных с последствиями педагогической запущенности и т.д. Действенная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших в процессе обучения трудностей.
Работа всех специалистов с «Психологическим паспортом», считаю, актуальна, так как ведёт к решению всех проблем: нарушение поведения, неуспевающие дети, одарённые дети и т.д.
«Психологический паспорт класса» имеет большую практическую значимость, так как может быть использован специалистами всех общеобразовательных учреждений,
Цели:
- выявление всех особенностей детей, обучающихся в школе
- своевременная коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребёнка
Задачи:
- Своевременно выявить отклоняющее поведение учащихся
- Выявить одарённых учащихся (по разным направлениям)
- Проводить диагностику учащихся и вести отслеживание по годам
- Проанализировать полученные данные и дать соответствующие рекомендации
Данная работа апробировалась в МБОУ СОШ №57 города Махачкалы в 2014 году.
Ведётся отслеживание по годам, благодаря ежегодному наблюдению, позволяет сделать выводы, необходимые при подборе и составлении индивидуальных рекомендаций каждому ученику. На основе предварительного изучения учащегося выделяются те стороны его личности, которые в наибольшей степени мешают успешной учебной деятельности. Анализфизического развития из выписок медицинских карт выявляет определённые диагнозы у детей, которые лежат в истоках причин неуспеваемости. Из практики: чаще всего у детей отмечаются общее недоразвитие речи, дизартрия, дислалия, минимально мозговая дисфункция. Родители детей делегируются на консультации к узким специалистам (логопеду, неврологу, психиатру). Данный сбор информации позволяет определить область поиска, детально изучить психологические особенности детей, оказать психолого-педагогическую помощь.
Составляются психолого-педагогические характеристики на основе «Психологического паспорта», содержащие информацию об особенностях детей. В «Психологическом паспорте» ведётся динамическое наблюдение, где фиксируются изменения, происходящие у детей в промежуток времени. В течение учебного года осуществляется консультативная деятельность. Рекомендации по решению всех школьных проблемполучают учителя и родители.
Результаты
Об эффективности проводимых наблюдений говорят положительные изменения в развитии детей. Анализ результатов свидетельствует о положительных изменениях в развитии познавательной активности у детей. Успешно преодолеваются трудности в обучении за счёт интенсивной и регулярной коррекционной работы с учащимися. Благодаря «Психологическому паспорту» ведётся своевременная помощь, можно с уверенностью сказать, что у детей закрепилось «желание учиться». По своевременным наблюдениям всех специалистов общеобразовательного учреждения удалось добиться изменений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
Выводы:
- В ходе проводимой работы была оказана действенная помощь учителям в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
- Эффективность работы очевидна, так как она обусловлена дифференцированным подходом к неуспевающим, педагогически запущенным учащимся, нарушениям поведения и т.д., ведёт к оптимизации процесса преодоления учебных трудностей. Таким образом, разработанная и предложенная мною модель «Психологический паспорт класса» имеет достаточную результативность и эффективность.