«Цикл трудов по конфликтологии, входящих в серию “Библиотека психолога”»
Краткое изложение содержания проекта: новизна, практическая значимость, внедрение
К 2014 году был завершен и издан окончательно цикл трудов Н.И. Леонова по конфликтологии, входящих в серию «Библиотека психолога»:
- «Конфликтология» — 2010 г.,
- «Конфликтология: хрестоматия» — 2011 г.,
- «Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения» — 2013 г.
Актуальность. В настоящее время развивающаяся конфликтология как учение о закономерностях возникновения, развития и разрешения конфликта способствует смене парадигмы "бесконфликтности" конфликтологической парадигмой, ориентирующей массовое сознание на признание неизбежности противостояния в социальных взаимодействиях. Это ведет к необходимости повышения конфликтологической компетентности и признания того факта, что конфликтология — это междисциплинарная наука, но приоритетным остается психологический подход. Обуславливается это тем, что человек, как совокупность биологического и социального, являясь объектом воздействия макро и микросредовых условий, вынужден строить свое поведение по логике субъекта. Следовательно, возрастает роль субъективного фактора, где находят отражение все формы активности: от индивидуальной до групповой. Все это, в свою очередь, требует теоретического осмысления и, в частности, рассмотрения проблемы активности в преломлении к такому феномену, как конфликт.
В учебном пособии «Конфликтология» / Леонов Н.И. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2010. — 232 с. — (Серия «Библиотека психолога») обобщаются основные подходы в изучении конфликта: социологический, психологический и социально-психологический. Краткий исторический очерк развития конфликтологии как за рубежом, так и в России позволяет лучше понять ее современное состояние. Изложению специфики конфликт как социального явления и закономерностям его развития посвящены 2 и 3 главы пособия. В данном пособии впервые в отечественной психологии исследуется индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации. Индивидуальный стиль поведения с содержательной точки зрения, включающий в себя все атрибуты объективной ситуации и личности в ней, выступает как мера активности личности в контексте различных видов сопряженной активности.
«Конфликтология: хрестоматия» / сост. Н.И. Леонов Н.И. — — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2011. — 568 с. — (Серия «Библиотека психолога»): впервые в отечественной конфликтологии автор обращается к комплексному освещению проблемы конфликта, используя как отечественные, так и зарубежные первоисточники.
Структура хрестоматии отражает логику изложения конфликтологии как междисциплинарной отрасли научного знания, но приоритетным является психологический подход. Материалы хрестоматии выстроены с точки зрения эволюционного подхода к рассмотрению проблемы конфликта. Для эффективного использования хрестоматии в образовательном процессе автором предлагается тематическое содержание : первый раздел посвящен методологическим проблемам конфликта, второй-основным теоретико-эмпирическим исследованиям, третий — проблеме типологии конфликтов и их структуре, четвертый — проблеме разрешения конфликтов. В хрестоматии приводится словарь терминов по конфликтологии.
В учебном пособии «Методы изучения конфликтов и конфликтного поведения» / Леонов Н.И. — М.: МПСИ, 2013. — 288 с. — (Серия «Библиотека психолога») дается теоретико-методологическое обоснование исследования конфликтов и конфликтного поведения. В качестве теоретической основы впервые рассматривается возможность онтологического подхода, что позволяет более адекватно исследовать и предсказать социальное поведение субъекта. Автором обобщаются основные методы изучения конфликтов и конфликтного поведения, определяется специфика идиографического и номотетического способов исследования и предлагаются методы обработки полученных данных. Впервые рассматривается возможность использования кластерного подхода в исследовании конфликтов и конфликтного поведения.
Теоретическая и практическая значимость
Предлагаемый цикл работ соединяет в себе как теоретические, так и практические подходы в изучении конфликтов и конфликтного поведения. Впервые автором соотнесены идиографический и номотетический методы в изучении конфликтов и конфликтного поведения.
Все пособия цикла соответствуют федеральному образовательному стандарту и мировому уровню знания в области конфликтологии.
Пособия рекомендованы Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебных пособий для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.
Количество публикаций автора по данному направлению исследований составляет более ста статей.
Достигнутые результаты:
- защищена одна докторская, готовится к защите еще одна,
- защищено пять кандидатских работ под руководством Леонова Н.И. в области психологии конфликта.
- данный комплекс реализуется при подготовке бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов по направлению «психология» и «конфликтология» как в Российской Федерации, так и в Казахстане, Белоруссии, Испании, Ираке.
- учебное пособие «Конфликтология» в 2013 году переведено на арабский язык и издано в Ираке, в 2014 году — переведено на испанский язык и готовится к печати в Испании в 2015 году.