«Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» (теоретико-психологический практикум по практическому развитию личностного и профессионального самоопределения)
Актуальность
В рамках существующей парадигмы российского образования проблеме развития личности, ее самореализации придается особое значение. В поле зрения педагогической мысли – внутренняя суть человека, его социальные устремления, право быть самим собой, то, что обычно не входило в круг педагогических ценностей, развивалось стихийно. «Индивидуальность как концентрированное выражение человеческой сущности, уникальная и духовно самоопределившаяся личность, осознающая и практически реализующая свое призвание и предназначение в различных видах и сферах социально-культурной практики» - стратегическая цель современного российского образования.
Самореализация как процесссвязана со многими другими «само» - процессами: самоорганизацией, самопознанием, самоопределением, самовоспитанием, самоактуализацией, самосовершенствованием, духовно-нравственным самоукреплением, деятельностно-практическим самообогащением и др. Все они взаимосвязаны, взаимозависимы, и на разных фазах жизненного пути человека те или иные процессы приобретают большую значимость.
Исходя из указанных особенностей, необходимость формирования способности личности к самореализации, начиная с «периода школьной скамьи», выдвигается сегодня на первый план. При таком подходе личность ученика рассматривается не как средство реализации школьных программ и планов, а как субъект собственного развития.
Исследование данной проблемы позволяет утверждать, что ее решение наибольшей эффективности может достигнуть в рамках инновационной школы при соответствующей организации системы психологического сопровождения образовательного процесса.
Психологической основой проектаявляется принцип саморазвития, интегрирующий систему фундаментальных принципов развития личности, представленных в культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л.С. Выготского, психологической теории личности и деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, теории развития личности ребенка Л.С. Божович, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
Научная и практическая значимость проекта
Научная и практическая значимость проекта заключается в том, что развитие ребенка осуществляется путем преодоления противоречия между его спонтанной активностью и внешней регуляцией (воспитанием и обучением).
Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания.
Значение для развития психологии
Значение состоит в том, что хорошо проработана и экспериментально подтверждена технологическая составляющая интеллектуально-деятельностного развития школьников. Она состоит из ряда взаимодополняющих процедур (психологических курсов, деловых игр, тренингов и т.д.), которые стимулируют творческое развитие людей.
Объект исследования
Учащиеся 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов.
Предмет исследования
Процесс развития личностного и профессионального самоопределения учащихся старших классов.
Цель проекта
Актуализация и развитие процесса личностной и профессиональной ориентации и самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности (деловые игры, тренинги и др).
Задачи проекта
1. Создание ориентационного поля профессионального развития личности, через психодиагностику и выбор активных форм работы, стимулирующих личностное самоопределение учащихся.
2. Выявление и поддержка адекватной самооценки учащихся, направленной на укрепление «профессионального Я».
3. Развитие у подростков собственной активности, навыков целеполагания, жизненного планирования и личностной ответственности за счет освоение технологий личностного и профессионального самоопределения.
Гипотеза: личностное и профессиональное развитие учащихся обусловлено необходимостью своевременного выявления той субъектной активности, которая проявляется в способностях к перспективному жизненному планированию и личностной ответственности за свой профессиональный выбор.
Методы и методики исследования
1. Диагностика личностных особенностей, интересов, способностей, направленности личности школьников. В нашей работе хорошо зарекомендовали себя следующие методики. Достоинством данных методик является то, что кроме диагностической информации, они несут в себе и активизирующий потенциал.
• Исследование направленности личности (методика Кейрси).
• «Карта интересов».
• Методика исследования социальной направленности личности Дж. Голланда.
• Методика «Мотивы выбора профессии».
• Анкета «Ориентация» (хочу, могу, надо).
• ЛПП (автор Пряжников Н.С).
• Исследование интеллектуальных особенностей учащихся.
2. Информирование учащихся о мире профессий, рынке труда, ошибках при выборе профессии. Знакомство с требованиями к профессии, учебными заведениями города.
3. Проведение психологических курсов, деловых игр, тренингов с целью активизации процессов профессионального и личностного самоопределения учащихся, умения принимать решения, развитие профессиональной зрелости. В своей работе используем и модифицируем игры, разработанные Н.С. Пряжниковым и М.Р. Битяновой.
4. Индивидуальное и групповое консультирование учащихся, родителей и педагогов.
Модель психологического сопровождения предпрофильной подготовки
Направление деятельности |
Формы работы |
Целевые группы |
Пропедевтическое и обучающее |
Занятие по программе «Развиваем интеллектуальное здоровье, или школа мудрецов». |
8-е классы |
Консультационное |
Групповые и индивидуальные консультации по результатам компьютерной диагностики, по вопросам самоопределения школьников. |
Учащиеся 9-11х классов и их родителей |
Диагностическое (первичная, вторичная диагностика) |
Компьютерная диагностика личностных особенностей, профессиональных склонностей и интересов «Профессиональный тест» |
8,9-е классы
|
Результаты и перспективы развития проекта
Интеграция и гармонизация концептуальных и технологических составляющих наиболее эффективных образовательных систем позволят нам целенаправленно создавать условия для личностного и профессионального развития детей в общеобразовательной школе. Как показывают исследования, проведенные нами, эффективными формами такого развития являются: специальные факультативные занятия «Кто я и кто рядом?»; специальные психологические тренинги « В поисках своего призвания». Выбор именно этих организационных форм работы определяется тем, что личностное и профессиональное развитие в школьном возрасте представляет собой динамический процесс неравномерного преобразования структур личности и самосознания с преимущественным изменением на разных возрастных этапах их отдельных сторон.
Сквозные обучающие программы призваны развить у учащихся интегральные характеристики (направленность, компетентность, гибкость), которые составляют личностный фундамент, обеспечивающий учащимся успешную ориентацию в мире профессий и эффективное вхождение в рынок труда. Образующиеся в результате использования этих программ новые неспецифические способности могут быть впоследствии спроецированы на конкретную профессиональную деятельность и перейти из своей потенциальной формы в актуальную.
Таким образом, психологическая работа с учащимися призвана развить у них интегральные характеристики личности, создать возможность продуктивного решения центральных задач возраста, психологически грамотно ввести школьников в смысл, назначение, ценности, содержание разных типов профессиональной деятельности и способствовать превращению учащегося из объекта педагогических воздействий в субъект общего и профессионального образования, а значит, обеспечить условия личностного и профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.
По результатам работы для учащихся 9-х классов будет составлено индивидуальное «портфолио», после этого предполагается проводить программу развивающих занятий по профориентации, которая позволит подросткам сделать выбор профиля обучения более осознанным.
После проведения предварительной программы психологического сопровождения будет разрабатываться прогноз наполняемости профильных классов.