Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Зависимость и созависимость. Цикл понятных лекций» (просветительский проект)


Авторы:

Актуальность

Зависимость — семейная болезнь, а это означает, что любая форма зависимости возникает и живет в определенной системе, поддерживая её, и поддерживаясь ею.

Особенность существующей ситуации в терапии зависимостей заключается в том, что клиент/пациент обращается за помощью (если вообще обращается), как правило, в достаточно запущенной стадии заболевания. И, как правило, становится пациентом нарколога/психиатра и соматических врачей.

Одной из основных причин подобного положения вещей, на наш взгляд, является низкая информированность населения о природе возникновения и протекания зависимости. Окружение зависимого, как правило, не обращается за психологической помощью «для себя», так как не видит собственных проблем, фокусируясь на трудностях зависимого.

Наш проект «Зависимость и созависимость. Цикл понятных лекций» предоставляет так называемую «низкопороговую» помощь, которая заключается в информировании всех желающих, во-первых, о природе зависимости; и во-вторых, о способах эффективной помощи зависимым и созависимым.

Идея

Используя сформированное в сообществе г.Петрозаводска доверие специалистам центра «ИМЕНА», мы преодолеваем предвзятое отношение к теме зависимостей как маргинальному и асоциальному явлению и таким образом информируем большую «благополучную» аудиторию.

Наши слушатели, приходя на лекции, не маркируются как «больные» или «проблемные», и это важно, так как в обыденном сознании интерес к теме зависимости/обращение за помощью автоматически приравнивает обратившегося к маргинальному слою.

Большинство слушателей лекций находят в своей жизни и жизни своих близких то, что откликается на темы цикла.

Цели:

  • Привлечь к теме «Зависимость» как можно больше людей — не только имеющих непосредственный интерес, но и тех, кто первоначально на наши приглашения отвечают «У меня нет проблем с зависимостью».
  • Дать достоверную информацию о природе возникновения, профилактике и эффективных способах избавления о зависимости и созависимости.

Практическая значимость:

  • Разработаны занятия по четырем основным темам цикла;
  • Создана активная группа в социальной сети (вконтакте), где регулярно размещаются материалы по соответствующим темам;
  • Собран банк видеолекций, литература, ссылки на соответствующие сайты, информация о действующих помогающих сообществах в Петрозаводске и других городах Карелии.
  • Ряд участников лекций после цикла наших занятий обратились за индивидуальной психологической помощью и в помогающие сообщества. Мы продолжаем с ними работать.
  • По запросу предоставлена индивидуальная психологическая помощь и индивидуальное сопровождение в освобождении от зависимости.

Целевая аудитория

Лекции адресованы всем желающим. Обычно наш контингент — это хорошо адаптированные, социально «успешные» люди среднего достатка. Примерно 80% женщины.

Фактически участниками лекций в большинстве своем были — взрослые дети (возраст 20-40 лет) из дисфункциональных семей, созависимые (жены, матери зависимых); а также те, кто беспокоится по поводу собственных возможных зависимостей (как поведенческих, так и химических).

Так как наше общество практически пронизано проблематикой нарушений границ, слиянности и зависимости, то каждый пришедший находил для себя пользу в занятиях.

Основное содержание проекта

Проект «Зависимость и созависимость. Цикл понятных лекций» представлен четырьми занятиями по 2,5 часа (вечерами, раз в неделю). Формат занятий — семинар-тренинг: информирование с упражнениями.

Проект реализовывался в два основных этапа:

Подготовительный: разработка + опробирование: июнь — ноябрь 2013 года.

Собственно активная работа по проекту: январь — ноябрь 2014 года.

Тема 1. Природа зависимости. «Я водку не пью, я ею душу дезинфицирую»

  • Определение, диагностика, виды зависимостей.
  • Риски формирования зависимости. Кто и при каких условиях рискует больше?
  • Как формируется и развивается зависимость? Кто виноват и что делать?
  • Возможности излечения зависимого.
  • Информация о литературе, центрах, помогающих организациях и 12-шаговых сообществах в Петрозаводске и других городах Карелии; а также о соответствующих интернет-ресурсах и интернет-сообществах.

Тема 2. Природа созависимости. «Заботиться о других — один из способов спрятаться от себя!»

  • Краткое резюме по теме «Зависимость» (прошлое занятие)
  • Зависимость — семейная болезнь. Семья как система.
  • Как и почему формируется СОЗАВИСИМОСТЬ? Что является ядром созависимости?
  • Кому свойственна созависимость? Родители, профессионалы помогающих профессий, «гипер-ответственные»; люди, живущие с зависимыми или проблемными людьми ИЛИ ...?
  • Может ли ЛЮБОЙ человек стать созависимым? Что первично: зависимость или созависимость?
  • Созависимость и зависимость: зеркальность проявлений болезни.
  • Что со всем этим делать?

Тема 3. Дети в дисфункциональной семье. «Ты не виноват!»

  • Что такое «дисфункциональная семья»? Отличие от здоровой семьи. Семья как система, взаимовлияние членов семьи. Правила дисфункциональной семьи.
  • Дети в «нездоровой» семье, способы адаптации и удовлетворения базовых психологических потребностей.
  • Основные роли («маски») детей в дисфункциональной семье. В каких взрослых вырастают дети из нездоровых семей, не получившие помощи/поддержки? Риски формирования зависимостей.

Тема 4. Профилактика зависимостей. «Защити себя и своих детей от зависимостей!»

  • Факторы риска — т.е. какие дети и в каких условиях жизни больше подвержены риску формирования зависимости .
  • Профилактика: первичная, вторичная, терапия.
  • Что могут сделать родители, чтобы защитить детей от зависимости? Интернет, мультики, «экранное» время, сладости...
  • Что можно сделать для себя, чтобы защититься от зависимости? Резюме цикла лекций. Обратная связь.

Основные результаты

За время активной работы проекта (январь 2014 — ноябрь 2014 года) нами было проведено четыре полных цикла занятий (а также несколько отдельных независимых лекций по темам цикла «Зависимость и созависимость» и «Профилактика зависимостей»), на которых участвовало в общей сложности около 100 человек.

В группе проекта (Вконтакте) на сегодняшний день более 400 подписчиков.

Благодаря участию в проекте слушатели были привлечены и на другие просветительские мероприятия центра «ИМЕНА» (семинар Ю. Бокачёвой «Личные границы: защита своих, уважение других», арт-терапевтическая группа Е. Мироновой «Я выбираю себя», терапевтическая группа Ю. Бокачёвой для женщин «Освобождение от роли жертвы» и пр.).

Ряд слушателей обратились за личной терапией, несколько семейных пар обратились к семейному психологу.

Также участие в этой программе мотивировало нескольких человек присоединиться к группе АлАнон в Петрозаводске, и в настоящее время они продолжают посещать встречи.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su