«Закономерности формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода» (монография)
Актуальность.
В ситуации болезни личностное развитие ребенка сопровождается рядом осложнений, приобретает качественно иной, отличный от нормального процесса развития, характер. В связи с этим особое (ценностное) отношение учителя к ученику с ослабленным здоровьем, базирующееся на ценности развития личности учащегося и предполагающее не только знание, понимание, сочувствие, бережное отношение, но и личностную значимость для учителя, действенный характер, связанный с поиском способов активного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебную и социальную жизнь класса, обоснованием новых эффективных моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, начинает рассматриваться в качестве неотъемлемой составляющей профессионализма современного педагога.
Научная новизна полученных результатов заключается в выявлении условий, этапов, динамики, психологических механизмов формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем; описании авторской классификации типов отношения, для каждого из которых на основе полученных эмпирических данных построены обобщенные психологические профили.
Практическая значимость заключается в совершенствовании теоретической и практической составляющих профессиональной подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющих 2 группу здоровья, апробации новых диагностических методик и разработке комплексной диагностической программы, позволяющей выявить тип отношения педагога к ребенку с ослабленным здоровьем. Материалы исследования представляют интерес для научно-педагогических работников и могут быть использованы в педвузах, педколледжах для повышения качества учебно-воспитательного процесса, а также в институтах повышения квалификации для переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Основное содержание работы.
Введение
Глава 1. Современные подходы к организации образования детей с ослабленным здоровьем
1.1. Здоровье как междисциплинарная категория
1.2. Типология детей с ослабленным здоровьем
1.3. Мировой опыт организации образования школьников с ослабленным здоровьем
Глава 2. Эмпирическое изучение процесса становления ценностного отношения будущих учителей к личности учащегося с ослабленным здоровьем при реализации антропологического подхода
2.1. Ценностное отношение к личности учащегося как важная профессионально-личностная компетенция современного педагога
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию у студентов ценностного отношения к личности учащегося с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода
2.3. Психологические профили и обобщенная характеристика разных типов отношения будущих педагогов к детям с ослабленным здоровьем
Глава 3. Этапы, динамика, механизмы и условия формирования ценностного отношения к личности учащегося с ослабленным здоровьем у будущих педагогов
3.1. Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к личности учащегося с ослабленным здоровьем у будущих учителей
3.2. Этапы и динамика становления ценностного отношения как личностно-смыслового образования
3.3. Психологические механизмы формирования и развития ценностного отношения к личности учащегося с ослабленным здоровьем у студентов педагогических вузов
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Глоссарий
Приложение 2. Фрагменты программ психолого-педагогического сопровождения детей с ослабленным здоровьем в начальной школе, составленных студентами в ходе экспериментального обучения
Приложение 3. Выдержки из сочинений-размышлений студентов на тему «Развитие личности ребенка с ослабленным здоровьем как высшая ценность в структуре профессиональных ценностей педагога»
Результаты, выводы
Теоретико-методологическую основу нашей концепции составил антропологический подход. Разработанная в русле данного подхода концепция формирования ценностного отношения будущего педагога к личности ученика с ослабленным здоровьем представляет собой систему взглядов, согласно которым ценностное отношение как особое личностно-смысловое образование формируется в учебно-профессиональной общности, процессах совместной рефлексивной коммуникации, профессионально-ориентированной личностно-значимой деятельности посредством актов смыслообразования, согласования в сознании будущих учителей слоя ценностей и средств гуманистически направленной педагогической деятельности.
Ключевые идеи концепции отражены в модели, которая предполагает реализацию ряда условий. Первое условие связано с осознанием и изменением сложившегося на довузовском этапе отношения студентов к воспитанникам с ослабленным здоровьем. Оно предполагает включение личного опыта будущих учителей в структуру образовательной ситуации с целью актуализации их житейских знаний, связанных с личностью учащегося с ослабленным здоровьем, их анализа, преобразования и обогащения научными знаниями. Второе условие – организация совместной рефлексивной коммуникации, в процессе которой осуществляется проблематизация сознания будущих учителей, создается среда для формирования общегруппового фонда гуманистических профессиональных ценностей. Третье условие – включение и со-развитие преподавателей и студентов в учебно-профессиональной общности, где преподаватели выступают как носители гуманистических профессиональных ценностей, демонстрируют позиции педагога-профессионала, образцы рефлексивного анализа педагогических ситуаций, создают среду для преобразования и расширения ценностно-смысловой сферы будущих учителей. Четвертое условие – формирование ценностного отношения через воссоздание на практике порождающих его деятельностей, в которых актуализируются и функционируют ценностно-смысловые образования, соответствующие гуманистическим ценностям.
Предлагаемая модель помимо условий раскрывает этапы, уровни, психологические механизмы формирования ценностного отношения будущего учителя к личности ученика с ослабленным здоровьем, что обеспечивает возможность управления данным процессом.