«“КИПАРИС”: культурно-исследовательская познавательная академия “развитие, инициатива, самовыражение”» (дополнительная программа (социальный проект))
Проект как форма социального сотрудничества и метод активного социально-психологического обучения молодежи и подростков,
(на примере проекта «КИПАРИС» — культурно-исследовательская познавательная академия «развитие, инициатива, самовыражение»)
Современные образовательные учреждения: школа, учреждения дополнительного образования, центры внешкольного развития или социально-культурного развития личности ориентированы на всестороннее развитие и повышение качества образования подрастающего поколения. Однако реализовать это невозможно без разработки и внедрения современных психолого-педагогических технологий, новых моделей познавательной, учебной, исследовательской деятельности, формирования познавательной активности детей и подростков, направленной на реализацию личностных потенций. Для этого необходима целенаправленная работа по созданию психологической атмосферы и интеллектуально-развивающей среды.
Создавая модель такой среды, следует учитывать интересы детей и подростков, а также возможность конструктивного сотрудничества, в процессе которого происходит обмен знаниями, опытом, творческими идеями и способами их воплощения.
Развитие познавательного интереса во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в творческий исследовательский поиск. Большое значение для этого процесса играет грамотно построенная интеллектуально-досуговая деятельность детей и подростков.
Досуговая деятельность является внеурочным компонентом воспитания и развития ребенка. Это деятельность, направленная на достижение личностных метапредметных результатов. В ходе внеурочной досуговой деятельности дети и подростки не столько обучаются, узнают новую информацию, сколько научаются действовать, чувствовать, принимать решения и пр.
Организация и проведение внеурочной досуговой деятельности определяется основным нормативно-правовым документом – федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В требованиях к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное).
На основании имеющегося опыта организации и проведения студентами и старшими воспитанниками детского дома №5 г. Таганрога на базе МБУК «Дворец молодежи» ряда разноплановых мероприятий для учащихся школ города при координирующей деятельности наставников (преподавателей вуза, специалистов методического отдела Дворца молодежи, воспитателя детского дома и др.), была разработана модель проектной программы, направленной на интеллектуально-познавательное и культурно-личностное развитие детей и подростков их социально-психологическую адаптивность «Культурно-исследовательская познавательная академия «Развитие, инициатива, самовыражение» («КИПАРИС»).
Проект был направлен на разработку и внедрение новой модели познавательной, учебной и исследовательской деятельности детей и подростков, также модификацию интеллектуально-развивающей среды с использованием ресурсов социальных институтов, социально-культурных и психологических центров города во внеурочной деятельности детей, подростков и студенческой молодежи.
В ходе выполнения проектной деятельности, во-первых, была объединена инициатива студентов-волонтеров и старших воспитанников детского дома в организации и проведении социально-полезной деятельности; во-вторых, использована организация социально-полезной деятельности для формирования и развития интереса учащихся (воспитанников детского дома и школ города) к познанию окружающего мира, его истории, культуры, природных таинств; развитию творческого потенциала; в-третьих, применялось стимулирование детей и подростков, а также студентов к использованию творческого потенциала в целях развития адаптационных возможностей, выбора активной жизненной позиции.
Важным было создание условий для формирования познавательной активности детей и подростков в процессе дополнительной образовательной деятельности, формирование навыков творческого сотрудничества.
Все вышеперечисленное имело глубинным смыслом проекта способствование самовыражению и раскрытию потенциальных способностей каждого участника проекта.
Продолжительность проекта рассчитана на один академический год.
Апробированная программа проекта имеет вариативный характер, сложность которого зависит от возрастной категории детей и подростков, включенных в работу.
Проект состоит из следующих этапов:
I. Организационный:
- Создание творческой группы.
- Определение координаторов работы творческой группы.
- Определение и утверждение основных направлений («факультеты Академии»)
- Назначение ответственных за работу каждого «факультета» (студент-волонтер, воспитанник, педагог-координатор)
II. Информационно-методический:
- Работа в творческих группах «факультетах» по сбору и обработке (выборке и систематизации) информационного материала, развивающих упражнений, наглядно-иллюстративной базы.
- Разработка плана проводимых «уроков-исследований».
- Разработка информационных писем для администрации образовательных учреждений города.
III. Организационно-технологический:
- Определение материального и технического оснащения.
- Согласование и уточнение даты и времени проведения «урока».
- Распространение информационных писем.
IV. Исполнительский
- Проведение «уроков» по утвержденному плану работы.
V. Аналитический
- Анализ проведенного «урока»
- Оформление фото- и видеоотчетов.
Практическая значимость результатов
Реализация программы совместными творческими усилиями студентов-волонтеров ТИ имени А.П. Чехова факультета психологии и социальной педагогики, воспитанников ГКОУ РО детского дома № 5 г. Таганрога при координирующей деятельности педагогов-наставников вуза, детского дома и специалистов методического отдела МБУК «Дворец молодежи» позволяет:
- стимулировать социальную активность молодого гражданского поколения;
- передавать организационный, творческий и другой опыт старших наставников в процессе сотрудничества;
- приобретать молодым исполнителям и участникам проекта социально полезных навыков и компетенций, способствующих их успешной социально-психологической адаптации, самореализации, личностного самовыражения, потребности в саморазвитии и самостановлении.
Выводы
Таким образом, проектная деятельность является условием эволюции системы социальных отношений, системы мировоззренческих ориентиров. В этой связи социальное проектирование, как технология работы и метод активного социально-психологического обучения имеет особую значимость, поскольку позволяет моделировать, прогнозировать, планировать и достигать реализации ряда явлений, направленных на усовершенствование системы отношений «человек — социум».