«Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы: модели профилактики, направления подготовки будущего учителя, тактики экстренной помощи детям» (монография)
Актуальность
Младшие школьники зачастую оказываются самой незащищенной от экстремальных ситуаций категорией детей, в связи с тем, что уже не считаются маленькими и лишаются постоянного родительского присмотра, и в то же время еще совершенно не знают, как себя вести в тех или иных экстремальных ситуациях, не обладают достаточным уровнем развития мышления, воли, не имеют необходимого жизненного опыта, не всегда знают, куда и к кому нужно обратиться за помощью. В связи с этим работа по предупреждению экстремальных ситуаций в начальной школе и формированию у будущих педагогов экстремальной компетентности, обеспечивающей профилактику и быструю, эффективную ликвидацию последствий таких ситуаций, должны составлять особый пласт профессиональной подготовки современного учителя начальных классов.
Научная новизна полученных результатов заключается в обосновании классификации экстремальных ситуаций, возникающих в начальной школе; конкретизации информации о психологических состояниях, возникающих у ребенка в экстремальной ситуации; разработке структурно-содержательной модели экстремальной компетентности учителя начальных классов; обосновании модели совершенствования профессиональной подготовки студентов педвузов, включающей содержание, принципы обучения, психолого-педагогические условия, современные образовательные технологии.
Практическая значимость полученных результатов заключается в совершенствовании теоретической и практической составляющих профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к оказанию социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи детям в экстремальных ситуациях разного типа; разработке диагностической и тренинговых программ, внедрении в практику работы школ информационных материалов; обобщении, систематизации и распространении положительного опыта по предупреждению и ликвидации экстремальных ситуаций. Результаты исследования могут использоваться в педвузах, педколледжах, институтах повышения квалификации учителей, центрах дополнительного образования и переподготовки педагогических кадров.
Основное содержание работы.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности детей младшего школьного возраста
1.1. Экстремальная ситуация: специфика содержания понятия, составляющие и причины возникновения
1.2. Возрастно-психологические особенности младших школьников как личностный фактор возникновения экстремальных ситуаций
1.3. Подходы к классификации экстремальных ситуаций в образовательном процессе начальной школы
Глава 2. Профилактика и ликвидация последствий экстремальных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности младшего школьника
2.1. Модель создания психологически безопасной образовательной среды в начальной школе
2.2. Обеспечение безопасности детей в экстремальных ситуациях разного типа
2.3. Психологическая помощь детям в экстремальных ситуациях
Глава 3. Диагностика, формирование и развитие экстремальной компетентности у будущих учителей начальных классов
3.1. Экстремальная компетентность учителя: понятие, психологическая структура, содержательное наполнение компонентов
3.2. Результаты диагностики экстремальной компетентности будущих учителей и их готовности к обеспечению безопасности образовательной среды
3.3. Формирование и развитие экстремальной компетентности студентов в образовательном процессе педвуза
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Авторские анкеты, которые использовались в ходе опытно-экспериментальной работы
Приложение 2. Примеры конспектов мероприятий по профилактике экстремальных ситуаций в образовательном процессе начальной школы, составленные и апробированные студентами на практике
Приложение 3. Сценарии проведения семинаров-практикумов по освоению навыков распознавания психических состояний и оказания экстренной помощи пострадавшим в экстремальной ситуации
Результаты, выводы
В ходе проекта была предложена авторская классификация экстремальных ситуаций для начальной школы; описаны психические состояния, возникающие у детей в экстремальных ситуациях; обоснована модель создания безопасной среды в образовательном учреждении, включающая цели, задачи, принципы, направления деятельности для трех выделенных в ней блоков: 1) профилактическая работа по предупреждению экстремальных ситуаций и подготовке участников образовательного процесса как коллективного субъекта к организации эффективных действий в экстремальных ситуациях; 2) организация действий в экстремальных ситуациях; 3) проведение мероприятий, следующих за экстремальной ситуацией; уточнено содержание понятия «экстремальная компетентность учителя» как стратегии экстренного принятия педагогом ответственного решения о профессиональных действиях в условиях наличия препятствующих помех и дефицита времени, которые обеспечивают защиту ребенка, способствуют устранению/минимизации негативного воздействия угрожающих факторов и эффективному оказанию первичной помощи ученику; обоснована ее структура, включившая пять взаимосвязанных компонентов (когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, поведенческо-деятельностный, рефлексивно-оценочный); составлен пакет диагностических методик для изучения экстремальной компетентности будущих учителей; разработана и апробирована на практике модель процесса целенаправленного формирования экстремальной компетентности будущих учителей начальных классов, включающая ценностно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический и результативно-оценочный блоки; описаны этапы формирования экстремальной компетентности; в процесс профессиональной подготовки будущих учителей внедрен комплекс тренинговых занятий, направленных на повышение уровня экстремальной компетентности и преодоление имеющихся у них барьеров и затруднений к осуществлению профессиональной деятельности в экстремальных условиях; в образовательных организациях распространена система информационных материалов по профилактике экстремальных ситуаций в начальной школе и оказанию помощи детям в экстремальных условиях.