«Психологическая помощь детям дошкольного возраста с ЗПР с использованием полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты» (психокоррекционная программа)
Рецензент: Л.Б. Баряева, директор Центра диагностики и коррекции развития детей профессора Л.Б. Баряевой, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Актуальность проекта
В настоящее время число детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее в тексте ЗПР), нуждающихся в оказании своевременной квалифицированной психолого-педагогической помощи посредством коррекции отклонений в психическом и речевом развитии, неуклонно растет.
Рассматривая дошкольный период развития детей с ЗПР, необходимо отметить тот факт, что структура индивидуального потенциала детей данной типологической группы имеет сниженный либо незрелый уровень познавательного и социально-личностного развития, о чем свидетельствует анализ индивидуальных показателей сформированности актуального уровня развития у детей с ЗПР в разных возрастных группах.
Сложность и многообразие раннего дизонтогенеза обусловливают интеграцию и разносторонность образовательных потребностей детей с ЗПР.
В дошкольных учреждениях широко используются образовательные программы и методические пособия, которые направлены на решение преимущественно педагогических задач, но при этом не способствуют эффективной реализации основных коррекционно-развивающих задач в процессе психологического сопровождения детей с ЗПР, не оказывают психологической помощи и поддержки в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Довольно редко применяются специально разработанные программы коррекционно-развивающей помощи детям, основанные на реабилитации детей в темной сенсорной комнате.
Считаем необходимым отметить и тот факт, что в детский сад компенсирующей направленности (который является в нашем городе единственным) поступают дети с проблемами в психическом и речевом развитии с 3-х летнего возраста, как ранее посещавшие общеразвивающие детские сады и встретившиеся в них с непониманием, а подчас и с непринятием некоторыми педагогами проблем детей данной категории, так и неорганизованные дети, родители которых крайне редко осознают «особые» индивидуальные особенности своих детей и в большинстве случаев в процессе воспитания ребенка в семье не учитывают актуальный уровень развития, используют авторитарно-гиперсоциализированный либо гиперопекаемый стиль воспитания.
Все вышеперечисленные обстоятельства ограничивают возможности успешного вхождения ребенка с ЗПР в общество, искажают процесс социально-личностного развития и адаптации.
Поиски путей оказания психологической помощи детям с ЗПР с момента поступления в детский сад и до поступления их в школу способствовали разработке программы «Вдохновение», которая включает в себя мультимодальный подход в психолого-педагогическом сопровождении детей с ЗПР в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды в темной сенсорной комнате (в сочетании с методами и техниками игротерапии, сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии и релаксации).
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для оказания своевременной психокоррекционной помощи в социализации и развитии личности детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи проекта:
- Повышение психолого-педагогической грамотности педагога-психолога в вопросах сопровождения детей в условиях темной сенсорной комнаты.
- Разработка программы с использованием инновационных коррекционно-развивающих, психотерапевтических технологий работы психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
- Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей социальных умений и навыков в межличностных отношениях.
- Помощь детям в осознании своего реального «Я», формировании самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов: страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
Содержание
Раздел 1. Профилактический включает 19 занятий, направленных на профилактику дезадаптации в условиях группы детского сада и развитие познавательной сферы детей с ЗПР с 3 лет.
Раздел 2. Коррекционно-развивающий рассчитан на детей с ЗПР 4-7 лет и включает 26 занятий с использованием коррекционно-развивающей программы «Погружение в сказку» Н.А. Погосовой и 18 сказкотерапевтических занятий «Сказки и игры с «особым» ребенком» Е.Л. Набойкиной.
Раздел 3. Диагностический содержит диагностический материал, предназначенный для проведения индивидуальных и подгрупповых диагностических процедур (наблюдение, беседа, тестирование и т.д.) в адаптационный период, выявление и определение трудностей в социально-личностном развитии и отслеживание динамики в развитии детей с ЗПР.
Участники. Педагог-психолог, дети дошкольного возраста с ЗПР, родители и педагоги.
Методы работы
- Цветотерапия (повышает уровень коммуникативной сферы детей, их эмоциональную отзывчивость);
- Светотерапия (обогащает сенсорный опыт);
- Звукотерапия, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
- Игротерапия (преодоление психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию);
- Сказкотерапия (интеграция личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром);
- Телесно-ориентированная терапия (создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности).
Выводы и результаты реализации проекта:
- в ДОУ подобрано пространство для интерактивной среды, размещено оборудование и открыта темная сенсорная комната;
- педагог-психолог прошел курсы повышения квалификации по программе «Технологии работы в полуфункциональной интерактивной среде с детьми, подростками и взрослыми» в ЧОУ «Центр диагностики, консультирования и игровой поддержки развития детей профессора Л.Б. Баряевой»;
- разработана авторская программа «Вдохновение»;
- психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнаты способствовали:
- успешной адаптации и социализация детей в детском коллективе;
- снижению детской тревожности, уменьшению числа мнимых и истинных страхов;
- улучшению коммуникативных способностей, приобретению навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
- формированию положительной самооценки у детей;
- проявлению активности, инициативности и самостоятельности у пассивных детей;
- активизации познавательных процессов;
- гармонизации детско-взрослых отношений.
От степени сформированности указанных показателей, как известно, зависит успешность учебной, трудовой деятельности ребенка с ЗПР, а самое главное – успешность его социализации в обществе.
- Что как ни сказка помогает ребенку понять то, чего хотят до него донести взрослые?! И что как ни «волшебство» сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнительной, наполненной чудесами и фантастическими образами?!
- Статья «Использование сенсорной комнаты в реабилитации детей с ЗПР» в «Психологической газете»