«Разработка программы коррекционной работы образовательного учреждения в условиях малого города» (городской сетевой проект: программа и методические пособия)
Актуальность проекта
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально-психолого-педагогическое сопровождение. Сопровождение каждого ребенка – это идеальная модель любой комплексной службы, оказание помощи на пути роста и развития, образования и становления личности, видение возможных проблем и трудностей, раннее предупреждение их.
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной школы – достаточно молодое направление в образовании. Первая книга в помощь школьному психологу вышла в 1991 году: «Рабочая книга школьного психолога» под ред. А.И. Дубровиной. В работах Битяновой М.Р., Овчаровой Р.В., Фридмана Л.М. также рассматривались вопросы психологического мониторинга в школе. Изучение указанных и других источников позволило определить основные цели и задачи комплексного сопровождения, направления и содержание работы педагогов. При этом все же отдельные стороны процесса сопровождения оказались не достаточно разработанными. И поэтому педагоги затрудняются определять трудности ребёнка и порой не знают к кому обратиться за помощью. Задача методической службы – формирование единого методического пространства, способствующего объединению деятельности педагогов и специалистов по организации работы с детьми с трудностями в обучении.
Деятельность специалистов в рамках сопровождения предполагает:
- осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
- определение психолого-педагогических критериев мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития воспитанников.
Цель проекта: подготовка педагогов к разработке и внедрению в образовательных учреждениях города программы коррекционной работы для детей с трудностями в обучении с целью повышения эффективности их обучения и воспитания.
Задачи:
- Анализ состояния системы коррекционно-развивающего образования в городе.
- Разработка модели взаимодействия субъектов сопровождения ребёнка с трудностями в обучении.
- Повышение квалификации педагогов по направлениям сопровождения.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по осуществлению комплексного сопровождения детей с трудностями в обучении в условиях города.
Сроки реализации проекта и результаты:
2009 год – создание условий для запуска проекта, прогноз и снижение возможного риска.
2010-2014 годы
- Организация работы постоянно действующей лаборатории «Сопровождение ребёнка с трудностями в обучении в условиях образовательного учреждения» кафедры специального (коррекционного) образования Института развития образования Кировской области (зав.кафедрой Ирина Алексеевна Крестинина), в рамках которой будет проходить обмен опытом и информацией, обучение педагогов современным технологиям, подготовка материалов учебно-методического пособия «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении» .
- Разработка педагогами программ коррекционной работы для основной образовательной программы образовательного учреждения.
- Участие педагогов в работе школьных медико-психолого-педагогических консилиумов в образовательных учреждениях
- Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с трудностями в обучении с использованием «Дневника психолого-педагогического сопровождения», разработанного педагогами города в рамках областной лаборатории.
Содержание проекта
В педагогическом сообществе идёт постепенное осознание того, что для успешного решения проблем детей в школе необходимо привлекать специалистов: медицинских работников, педагогов- психологов, учителей- логопедов, дефектологов, социальных педагогов. Сотрудничество специалистов строится на основе комплексного подхода к проблемам школьника, единства диагностики и коррекции, преемственности в работе педагогов. Выдвигается задача совершенствования системы образования в городе. В ходе анализа ситуации были выделены три этапа сопровождения:
- предшкола, подготовительные группы дошкольного учреждения;
- начальная школа, первый-четвертый классы;
- среднее звено основной школы, пятый-шестой классы.
Определён смысл сопровождения через проведение городских семинаров ДОУ и МОУ, ДОД и ОУ, совещаний по «работе в команде», организации педагогических мастерских «Неделя воспитателя ГПД», «Декада дефектолога», «Логопедические чтения», «Городской День психолога».
Выбрать «сквозную» систему мониторинга, позволяющую отследить динамику ребёнка от 6 до 12лет, помогли курсы в ИРО Кировской области на кафедре специального (коррекционного) образования по теме «Психолого-педагогическая диагностика, прогноз и профилактика школьных трудностей». Группа педагогов из детских садов и школ города объединилась для работы по данному направлению.
В реализации деятельности по сопровождению педагогами и специалистами используются диагностические материалы по методикам Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе» и «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6-х классах» и педагогические диагностики (карты школьных трудностей).
Проектируем программы коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с трудностями в обучении (индивидуальные образовательные маршруты). В рамках областной лаборатории разработали «Дневник психолого-педагогического сопровождения», где заполняем карту динамического развития ребёнка по формированию универсальных учебных действий.
План работы специалистов в рамках проекта
№ |
Сроки |
Мероприятия |
1 |
Август |
Информационное совещание по использованию диагностических материалов. Организационное совещание «Работа в команде» |
2 |
Сентябрь |
Вводная диагностика и заполнение психологических характеристик. |
3 |
Октябрь |
Обсуждение диагностических карт. Составление индивидуальных маршрутов. |
4 |
Ноябрь |
Составление коррекционно-развивающих программ работы специалистов. |
5 |
Декабрь-январь |
Корректировка программ специалистами. Промежуточные диагностики. |
6 |
Январь |
Круглый стол «Работа в команде» |
7 |
Февраль |
Корректировка программ комплексного сопровождения. |
8 |
Март |
Итоговая диагностика и заполнение психолого-педагогических характеристик. |
9 |
Апрель |
Обсуждение диагностических карт. Результативность реализации индивидуальных маршрутов. |
10 |
Май |
Итоговое совещание « Работа в команде» по использованию индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ развития. |
11-12 |
Июнь- июль |
Индивидуальные консультации и групповые встречи |
Результативность проекта:
- обеспечивает взаимодействие специалистов образовательных организаций города;
- позволяет проследить эффективность применения программ коррекционных занятий в соответствии с достижениями воспитанника;
- способствует изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.