«Взаимосвязь эмоциональных составляющих в системе оценки удовлетворенности трудом и эффективности деятельности персонала» (учебное пособие)
Учебное пособие рекомендовано для подготовки бакалавров всех форм обучения по направлению 080400.62 «Управление персоналом».
Структура учебного пособия обусловлена логикой исследования, его целями и задачами. Работа изложена на 181 странице основного текста (11,5 п.л.), состоит из введения, четырех глав, вопросов для самопроверки, приложения и списка литературы. Библиография содержит 190 наименований, в том числе 17 на иностранном языке.
Первая глава учебного пособия посвящена теоретическому исследованию взаимосвязи эмоциональных составляющих в системе оценки удовлетворенности трудом и эффективности деятельности. В данной главе рассмотрены теоретические подходы к изучению деятельности, положения теории системогенеза В.Д. Шадрикова, основы профессиографирования, подробно описана малоизученная профессиональная деятельность маркетолога, также уделено внимание важным категориям, таким как удовлетворенность трудом, эффективность деятельности персонала, рассмотрена роль эмоционального показателя в исследовании указанных характеристик труда.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональных составляющих в системе оценки удовлетворенности трудом и эффективности деятельности персонала. В главе представлена организация и методическое обеспечение исследования, его этапы, приведены общие сведения об исследуемых организациях, поэтапно и подробно описаны результаты исследования.
Третья глава отражает статистическую обработку результатов проведенного исследования. В четвертой главе пособия сформулированы выводы и представлены рекомендации.
В учебном пособии рассматривается взаимосвязь эмоциональных составляющих в системе оценки удовлетворенности трудом и эффективности деятельности маркетологов. Представлен комплексный анализ исследований удовлетворенности профессиональной деятельностью, систематизирован материал о сущности и структуре понятия «эффективность деятельности», представлено обобщение состояния проблемы взаимосвязи данных характеристик труда и роли эмоций на материале мало изученной профессиональной деятельности маркетологов.
В рамках современной психологической науки удовлетворенность трудом выступает как наиболее эвристичная и интерпретационно ресурсная характеристика. Изучением вопроса удовлетворенности трудом занимались такие ученые, как Л.С. Бляхман, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др. Несмотря на имеющиеся работы, в которых изложены общие теоретические и методологические положения, в современной отечественной психологии существует необходимость в исследованиях частных, прикладных вопросов удовлетворенности трудом. Можно констатировать, что вне поля зрения ученых остались проблемы, касающиеся, например, выявления значения и путей использования эмоционального показателя удовлетворенности трудом в практике управления предприятиями.
Разработка указанной проблемы осложняется отсутствием единого подхода к детерминированию содержания понятия «удовлетворенность трудом» и существованием ряда терминов для описания сходных феноменов, которые используются в литературе как синонимичные.
Историческое первенство в изучении обозначенной проблемы принадлежит зарубежным ученым А. Бюссингу, Ф. Тейлору, А. Файолю и др. Столкнувшись с проблемами, актуальность которых исключительно высока в странах с развитой экономической системой, они первыми заложили основы их дальнейшего изучения. Многие модели опровергают друг друга, теории отстаивают противоположные постулаты об изучаемом явлении, факторах, определяющих его уровень, и не всегда применимы в российской обстановке.
В понимании удовлетворенности трудом существуют значительные разногласия, обусловленные недостаточной теоретической разработкой понятия и нерешенностью проблемы надежности его измерения, что влияет на качество получаемого эмпирическим путем материала.
Текущие качественные преобразования в политической и экономической жизни общества устанавливают объективную необходимость применения новых, более действенных методов повышения эффективности труда работников. В практическом плане особую актуальность приобретают два взаимно связанных пути развития деятельности по приобретению высоких экономических показателей: во-первых, вложение капитала и внедрение новых технологий, во-вторых, активизация работников, раскрытие и развитие скрытого, потенциального резерва человеческого фактора. Очевидно, что особое внимание необходимо уделить диагностике психологических реалий.
Актуальность учебного пособия обусловлена необходимостью исследования проблемы, которая заключается в противоречии между потребностью предприятий в достижении высокой эффективности труда персонала, посредством выявления и развития скрытого потенциала, к которому относится эмоциональная сфера работников, и недостаточной разработанностью научно-теоретического и методического обеспечения процесса повышения удовлетворенности трудом персонала на основе оптимизации эмоциональной сферы.
В пособии представлен комплексный теоретический анализ исследований удовлетворенности профессиональной деятельностью, систематизирован материал о сущности и структуре понятия «эффективность деятельности», представлено обобщение состояния проблемы взаимосвязи данных характеристик труда и роли эмоций на материале мало изученной профессиональной деятельности маркетологов.