«Аномалии развития личности и дисгармоничность характера учащихся профессиональной школы (реабилитационный курс)» (практико-ориентированная монография)
Монография «Аномалии развития личности и дисгармоничность характера учащихся профессиональной школы (реабилитационный курс)», авторы А.В. Батаршев, И.С. Макарьев
Актуальность:
Необходимость издания данного пособия для педагогов-практиков базовой профессиональной школы (преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей и методистов) подтверждается тем, что в прямой постановке вопрос о формировании социально адаптированного человека и гражданина, интегрированного в современное общество поставлен на повестку дня Законом РФ «Об образовании» (Ст. 14. п. 2).
Социальная, научная и практическая значимость:
Социальная и научная значимость заключается в обосновании методологических предпосылок исследования проблем аномального развития личности, определении принципов психолого-педагогического сопровождения учащихся с отклоняющимся поведением и в разработке модели психолого-педагогической системы коррекции и реабилитации обучаемых с девиантным поведением.
Практическая значимость заключается в научно-методическом обеспечении процесса коррекции и реабилитации учащихся с девиантным поведением и дисгармоничностью характера (разработка программ, апробирование методов и форм коррекции и реабилитации обучаемых).
Значение для развития психологии заключается в:
- научном обосновании методологических предпосылок и категориального аппарата исследования проблем аномального развития личности;
- определении принципов психолого-педагогического сопровождения учащихся с отклоняющимся поведением;
- разработке модели психолого-педагогической системы коррекции и реабилитации учащихся с девиантным поведением.
Цели:
Научное обоснование и разработка психолого-педагогической модели реабилитации учащихся профессиональной школы с отклонениями в развитии личности; установление причинной обусловленности аномального развития личности; определение критериев эффективности психокоррекционной и реабилитационной работы с обучаемыми.
Аудитория, на которую рассчитан проект:
Для студентов вузов, клинических и практических психологов, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования.
Основное содержание работы:
Монография включает в себя: введение, 6 глав, списки литературы, краткий терминологический словарь, приложения.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Методологические предпосылки исследования проблем аномального развития личности
1.1.1. Категориальный аппарат исследования проблем девиаций в развитии личности
1.1.2. Биологические и социальные факторы как детерминанты отклонений в развитии личности
1.1.3. Принципы психолого-педагогического сопровождения учащихся с отклоняющимся поведением
1.2. Норма и патология в психическом развитии учащихся
ЛИТЕРАТУРА
2. ПОГРАНИЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
2.1. Невротические расстройства
2.1.1. Психотравмирующие факторы как источник невротических состояний
2.1.2. Психологическая защита и ее роль в устранении отрицательного воздействия психологической травмы
2.1.3. Виды невротических расстройств
2.2. Расстройства личности и поведения
2.2.1. Расстройства личности как патология характера
2.2.2. Деление расстройств личности на виды
2.2.3. Поведенческие расстройства личности у детей и подростков
2.2.4. Соотношение международной и традиционной классификаций пограничных расстройств личности
ЛИТЕРАТУРА
3. ПРИЧИННАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ДИСГАРМОНИЧНОСТИ ХАРАКТЕРА УЧАЩИХСЯ
3.1. Детерминанты возникновения дисгармоничности характера
3.2. Акцентуация характера и акцентуированная личность
3.3. Отграничение акцентуаций и расстройств личности
ЛИТЕРАТУРА
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИЦЕЕВ И КОЛЛЕДЖЕЙ
4.1. Современные подходы к классификации девиантного поведения
4.2. Агрессивное поведение как специфический вид девиаций подросткового и юношеского возраста
4.3. Делинквентное поведение учащихся профессиональных лицеев и колледжей
4.4. Зависимое поведение учащихся: типы и факторы
ЛИТЕРАТУРА
5. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ДЕФОРМАЦИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ И ДИСГАРМОНИЧНОСТЬЮ ХАРАКТЕРА
5.1. Моделирование психолого-педагогической системы коррекции и компенсации учащихся с аномалиями развития и поведения
5.2. Организационно-педагогические условия коррекционно-развивающей работы с учащимися
ЛИТЕРАТУРА
6. ПРАКТИКА РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
6.1. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение учащихся
6.2. Результаты опытно-экспериментального исследования эффективности реабилитации учащихся с девиантным поведением
ЛИТЕРАТУРА
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Диагностика функциональных состояний САН
2. Дифференцированная диагностика депрессивных состояний по В.А. Жмурову
3. Диагностика агрессивности по тесту Басса – Дарки
4. Определение уровня тревожности по тесту Спилбергера – Ханина
5. Определении е акцентуаций по тесту Леонгарда – Шмишека
6. Социально-психологическая характеристика типов акцентуаций по А.Е. Личко
7. Личностный опросник «Мини-мульт»
8. Диагностика уровня эмоционального выгорания
9. Синдром выгорания в профессиях системы «человек – человек»
10. Методика первичной диагностики и выявления группы риска
11. Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения
Результаты, выводы:
1. Описана психолого-педагогическая система формирования реабилитации учащихся с личностными деформациями.
2. Разработана модель психолого-педагогической реабилитации учащихся профессиональных лицеев и колледжей.
3. Разработаны рекомендации по реабилитации учащихся с личностными деформациями и девиантным поведением.