- Качалова Алевтина Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии социально-психологического факультета, Армавирский государственный педагогический университет, (Армавир)
- Чалая Светлана Александровна
ФБГОУ ВПО «АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» , магистр, (Санкт-Петербург)
Актуальность исследования. Заметной мировой тенденцией второго десятилетия XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, педагогов всех уровней и рангов). Следствием этого стало тотальное стремление всех быть успешными в различных областях жизнедеятельности. Начинающие специалисты уже на этапе вузовского обучения обнаруживают эту тенденцию, манифестируя и репрезентируя свои карьерные цели и намерения.
Как показывают исследования, карьерные устремления делают жизнь осмысленной, ценной и целенаправленной. Конструкты «карьерный рост» и «карьерные достижения» завоевали не только массовое сознание россиян, но и стали предметом теоретических и эмпирических исследований. Названные конструкты входят в понятие «личные стремления», которые характеризуются как «…индивидуализированные цели, отражающие типичные или характерные задачи, которые человек стремится выполнить в своем повседневном поведении»
Проблему исследования можно сформулировать следующим образом: каково содержание представлений будущих педагогов о психологических факторах карьерной успешности педагогов?
Недостаточная изученность обозначенной проблемы на теоретическом уровне, а также востребованность ее практического решения обусловила актуальность нашего исследования.
Целью исследования выступило изучение условий развития представлений студентов вуза о факторах карьерной успешности будущих педагогов.
Объект исследования – карьерная успешность личности.
Предмет исследования: изучение условий развития представлений студентов вуза о факторах карьерной успешности будущих педагогов.
Научная новизна исследования состоит в следующем: систематизированы подходы к изучению феномена успешности; выявлены и систематизированы основные направления исследования карьерной успешности в различных социальных сферах; изучена специфика представлений о психологических факторах карьерной успешности у студентов и педагогов; выделены представления о сферах проявления активности педагогов, значимые для его карьерной успешности (решение непосредственных управленческих задач, оказание мобилизующего воздействия на подчиненных и представителей профессионального сообщества, убеждение руководства в собственной эффективности); показано, что представления о психологических факторах, лежащие в основе карьерной успешности педагогов, дифференцируются по сферам проявления их активности; установлена доминирующая роль интеллектуально-познавательного потенциала в представлениях студентов о факторах достижения педагогами карьерного успеха; выявлено, что работающие педагоги в числе психологических факторов карьерной успешности называют коммуникативные способности, возможности эмоционально-волевой регуляции и позитивный имидж; установлена роль представлений студентов о психологических факторах карьерной успешности как прогностического условия их формирования; разработана модель и программа развития представлений студентов – будущих педагогов о психологических факторах карьерной успешности педагогов; установлено, что развитие у будущих педагогов представлений о психологических факторах карьерной успешности, стимулирует их развитие.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные, касающиеся развития представлений студентов о психологических факторах карьерной успешности педагогов, могут быть использованы в образовательном процессе вузов, осуществляющих подготовку педагогов. Разработанная система методов диагностики психологических факторов карьерной успешности педагогов может применяться в работе с абитуриентами, поступающими в вузы соответствующего профиля.
Предложенная авторская концептуальная модель и программа могут быть положены в основу образовательных программ системы профессиональной подготовки будущих педагогов и дополнительного профессионального образования, работающих педагогов.
Выявленные психологические корреляты представлений о факторах карьерной успешности открывают возможность прогнозирования эффективности профессиональной карьеры педагога.
Полученные материалы исследования могут использоваться в учебных целях при изучении курсов «Психология личности», «Педагогическая психология», «Технология карьеры». Научные результаты могут составить основу разработки типовых и индивидуальных программ подготовки управленческих кадров.