«Психозойская эра в образовании: функционально-уровневая модель как средство повышения качества деятельности современного педагога-психолога» (методические рекомендации)
Актуальность, научная и практическая значимость
Российское образование находится сегодня в поиске ответа на актуальный вызов времени: превращения образования в ресурс социально-экономического развития. Это предполагает формирования готовности личности к познанию, саморазвитию, самостоятельному решению проблем, самоопределению, сотрудничеству, творчеству, проявлению нравственной и гражданской позиции, толерантности и других качеств, обеспечивающих социально-экономическую созидательность. Значимость психологического обеспечения решения данных задач настолько велика, что небезосновательно А.Г. Асмолов – один из содержательных идеологов современных образовательных реформ – называет данный период «психозойской эрой».
Сложившаяся в Ярославской области и других регионах России многолетняя практика подтверждает значимость роли педагога-психолога как активного субъекта образовательного пространства. Однако, реализуемые педагогами-психологами задачи, будучи актуальными по своей сути, не всегда рассматриваются в комплексе, что мешает удерживать единую линию в психологическом сопровождении образования. Многогранность и объёмность деятельности педагога-психолога нередко приводит к трудностям в обосновании приоритетных направлений деятельности. Реализуемое содержание работы не всегда опирается на логику развития субъектов образовательного пространства и современные образовательные задачи в целом, иногда происходит подмена цели средствами.
Научная значимость – впервые выделены типичные функциональные направления (ключевые задачи) деятельности педагога-психолога, описана их содержательная специфика на разных этапах образования, предложены формы работы с разными участниками образовательного процесса в рамках выделенных направлений.
Практическая значимость – вклад в обеспечение качества деятельности педагога-психолога: более четкое определение целевых ориентиров и содержания деятельности (рис.1).
Основное содержание работы
Цель: повышение качества деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений за счет разработки и внедрения функционально-уровневой модели.
В основу Модели положена значимая методическая посылка о преемственности и идентичности круга ключевых функциональных направлений деятельности (ключевых задач), решаемых педагогом-психологом на разных этапах образования. В предлагаемой разработке к числу таких задач относятся (рис. 2):
- Психологическое сопровождение учебной деятельности.
- Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения.
- Психологическое сопровождение развития личности, социализации обучающихся.
- Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
- Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Содержание деятельности в рамках каждого из направлений рассматривается для четырех уровней:
- Дошкольное образование – 5-7 лет.
- Начальное общее образование – 7-11 лет.
- Основное общее образование – 11-15 лет.
- Среднее общее образование – 15-18 лет.
В разработанной Модели сфера деятельности педагога-психолога более четко структурирована и прописана с учетом решаемых задач и возможного круга выполняемых работ, что делает его работу более осмысленной и очевидной для партнеров и потребителей услуг (обучающихся и их родителей, педагогов, администрации образовательных учреждений).
Предложенное содержание деятельности в рамках различных функциональных направлений не исключает вариативного, индивидуализированного, творческого подхода при определении содержания и форм деятельности конкретного педагога-психолога.
Практическая апробация Модели проведена в ряде муниципальных районов области. На основе полученных результатов была создана и представлена ее итоговая версия на межрегиональной конференции «Психолог в зеркале современного образования» в декабре 2013 года.
Все материалы с соответствующими сопроводительными письмами Департамента образования направлены в муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения. Разработанные материалы включены в программы подготовки повышения квалификации ярославских психологов.
Результаты, выводы
- Разработана и внедрена функционально-уровневая модель деятельности педагога-психолога общеобразовательного учреждения.
- Данной разработкой обеспечено каждое рабочее место педагога-психолога Ярославской области, проведены семинары и консультации по ознакомлению с данными материалами.
- Разработанные материалы используются для определения направлений деятельности педагога-психолога конкретного образовательного учреждения, разработки или корректировки его должностных инструкций, анализа (самоанализа) и планирования деятельности, аттестации.
- Внедрение модели обеспечило повышение информированности и мотивации руководителей и специалистов образовательных учреждений в области ключевых проблем образования, требующих участия психолога-педагога, и способов их решения.
- Внедрение модели повысило эффективность решения ключевых проблем образования и удовлетворенность всех участников образовательного процесса.