«Психологическое сопровождение семей, осуществляющих уход за пожилыми родственниками, имеющими приобретенное слабоумие (синдром деменции, болезнь Альцгеймера)» (программа)
Актуальность
Данная программа в своем развитии прошла несколько этапов, главными из которых являются:
1 этап. Исследование особенностей социально-психологической адаптации и совладающего поведения опекунов, осуществляющих уход за пожилыми родственниками, имеющими диагноз деменция (февраль 2012 года). В ходе исследования было установлено, что лица, ухаживающие за пожилыми родственниками испытывают трудности в адаптации к ситуации регулярного ухода и сопутствующим изменениям в социальных условиях, переживают эмоциональный дискомфорт, испытывают стресс вследствие «бремени ухода» и необходимости «подчиняться» потребностям, режиму дня и требованиям пожилого родственника.
2 этап. Содержательная разработка и реализация программы психологического сопровождения в рамках проекта «Комплексное социально-психологическое сопровождение семей, осуществляющих уход за родственниками, имеющими диагноз деменция» на базе МБУ КЦСОН «Забота», г. Череповец (февраль 2012 - июль 2013 г.).
3 этап. Корректировка, дополнение, переведение в новый формат (реализация в 2014 г.)
Цель и задачи программы
Цель – оказание психологического содействия опекунам («помощникам первичного порядка») в создании условий, способствующих адаптации к ситуации ухода за пожилым родственником, имеющим старческое слабоумие (синдром деменции, болезнь Альцгеймера и т.д.), и сопутствующим изменениям в социальных условиях, связанных с интенсивным уходом.
Задачи:
- Информировать семьи о специфике создания среды, безопасной для жизни семьи, проживающей совместно с пожилым родственником (либо среды, безопасной для отдельно проживающего родственника).
- Выявить основные психологические проблемы, препятствующие адаптации помощников первичного порядка к ситуации болезни пожилого родственника и поддерживающего ухода за ним.
- Оказать консультативную помощь в преодолении установленных проблем и реализации адаптационного потенциала ухаживающих.
- Провести психологическое просвещение: разъяснить основы поддержки пожилого родственника, сохранения его личностных качеств, когнитивных функций, способности к самообслуживанию и т.д.
- Осуществить психологическую поддержку членов семьи, остро переживающих болезнь пожилого родственника или тяжелую утрату.
- Реализовать специализированную подготовку группы социальных работников, включенных в проектную деятельность.
Содержание программы
I. Диагностический блок.
- Установление запроса (первичный прием): получение сведений о потребностях лиц, ухаживающих за пожилыми родственниками, имеющими приобретенное слабоумие.
-
Сбор данных с применением диагностических методик:
- о состоянии эмоциональной сферы опекунов, осуществляющих регулярный уход за пожилым родственником;
- об особенностях социально-психологической адаптации и совладающего поведения помощников;
- о доминирующих потребностях ухаживающих лиц.
-
Выявление «факторов риска», провоцирующих вероятность возникновения «личностной деформации» и эмоционального выгорания у опекунов, оказавшихся в стрессовой ситуации, вызванной заболеванием родственника и необходимостью ухода за ним (отсутствие распределения обязанностей среди членов семьи по уходу за пожилым родственником, вынужденное неудовлетворение собственных потребностей помощником, уход с работы, «ролевые конфликты» и т.д.).
Определение индивидуального маршрута социально-психологического сопровождения семей, осуществляющих уход за родственником, имеющим старческое слабоумие.
II. Консультативный блок.
- Кризисное консультирование, нацеленное на нормализацию эмоционального состояния помощника и преодоление неконструктивных, «губительных», переживаний (чувства вины, страха, обиды, отчаяния и т.д.).
-
Проблемно-ориентированное консультирование:
- совместная с помощником оценка степени эффективности (неэффективности) действий, предпринимаемых в процессе «адаптации» к новым условиям жизни (новый режим и распорядок дня, в соответствии с требованиями ухода за пожилым, распределение домашних обязанностей и решение «ролевых конфликтов» внутри семьи, связанных с изменением структуры «семейной поруки» и т.д.);
- выявление «неконструктивных установок», препятствующих эффективному совладанию со стрессом в связи с ситуацией болезни пожилого родственника и необходимостью ухода за ним (также поддержка родственников в ситуации необходимости определения пожилого члена семьи в стационарное учреждение);
- помощь опекунам в выявлении внутренних и внешних ресурсов и способов обращения к ним.
III. Просветительский блок.
- Информирование семей о специфике создания безопасной среды в условиях совместного проживания с пожилым родственником, имеющим диагноз деменция (распространение брошюр), разъяснение основ по взаимодействию с заболевшим родственником (раздача буклетов).
-
Обучающий курс для помощников первичного порядка «Я и мой родственник. Вместе идем до последнего» (личные встречи, семинары-практикумы):
- информирование о течении болезни, симптоматике и возможных личностных изменениях родственника;
- обучение помощников способам взаимодействия с пожилым родственником в ключе личностно-ориентированного подхода;
- обучение способам отслеживания состояния родственника, внедрение Карты наблюдения;
- раскрытие приемов стимулирования активности пожилого родственника, направленных на замедление процесса прогрессирования болезни.
- Подготовка социальных работников по специализированной программе (см. приложение).
IV. Блок психологической помощи и поддержки.
- Реализация комплекса «Анти-стресс», состоящего из релаксационных занятий в сенсорной комнате и базового курса обучения навыкам саморегуляции.
- Поддержка родственников на разных стадиях переживания горя.
V. Блок оценки эффективности осуществленной деятельности.
Определение степени эффективности реализации индивидуального маршрута психологического сопровождения с помощью:
- результатов самонаблюдения опекунов;
- частичной повторной диагностики;
- косвенных данных, полученных от социальных работников.
Выводы и результаты
В реализации проекта приняло участие 9 семей, в числе которых 3 помощника «первичного порядка» (из 3 разных семей) полноценно прошли программу психологического сопровождения, 2 – частично.
К результативным достижениям помощников можно отнести:
- реализация на практике знаний о специфике взаимодействия с членом семьи, находящимся в состоянии «ухода от реальности», как следствие – готовность к предстоящим личностным изменениям родственника, поведенческим реакциям в периоды «обострения»;
- преодоление «ролевого конфликта» (вызванного «регрессом» пожилого родственника в состояние «ребенка» и необходимостью выступать «родителем» для пожилого родителя) благодаря эффективному освоению новой роли «помощника», «поддерживающего взрослого»;
- преодоление «неадаптивных» копинг-стратегий («активное избегание», «растерянность», «диссимуляция», «подавление эмоций», «эмоциональный срыв» и др) за счет принятия личностных изменений пожилого родственника, формирования конструктивной установки на себя (как помощника), ситуацию болезни родственника, а также устранения фактора «неопределенности»-«неизвестности» ситуации, за счет реализованной просветительской деятельности;
- частичное/полное преодоление негативного «эмоциональныого следа» от опыта неэффективного взаимодействия с родственником в «период обострения» симптоматики болезни (патология влечений: прожорливость, гипертрофии сексуальных влечений, извращение сексуальных влечений, аутоагрессия и др.).
К объективно зарегистрированным результатам можно отнести:
- полное/частичное преодоление состояния фрустрации потребностей вследствие длительного «бремени ухода» (за счет организации восстановительного отдыха, досуга в кругу семьи и близкого окружения, продумывания процедур по уходу за собой – посещение стоматолога, парикмахера и т.д. – в периоды посещения пожилого родственника специально обученными социальными работниками);
- нормализация психоэмоционального состояния, регуляция сна, питания и т.д.
- преодоление эмоционального дискомфорта.