- Питько Ольга Александровна
кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы, член российского Психологического Общества, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова, (Новосибирск)
Общество сегодня ориентируется не на абстрактные модели и системы ценностей, а на заметную харизматичную личность, поэтому тот, кто воспользуется этой тенденцией, сможет быстро укрепить свой авторитет, повысить эффективность деятельности и не затеряться среди достойных конкурентов в мире профессионалов. Проявиться и обратить на себя внимание среди множества себе подобных – не простая задача. Чтобы оставаться востребованным в современном профессиональном мире специалист должен постоянно продвигать себя, т. е. активно заниматься саморекламой.
Самореклама сегодня необходима представителям самых различных профессий и возрастов – от молодого специалиста до уже состоявшегося топ-менеджера. Она нужна любому творческому человеку в его профессиональной деятельности и тем более студенту – будущему профессионалу. Так, она дает возможность расширить рамки стандартного перечисления профессиональных достижений, включив в себя информацию о личностных качествах человека, о его склонностях, чертах характера, образе мышления, что позволяет работодателю составить более полное и развернутое мнение о кандидате.
Таким образом, становится актуальным научить студента – будущего профессионала – основам саморекламы и тем самым показать пути его эффективного профессионального роста.
Учебное пособие «Психология саморекламы» рассчитано на студентов, обучающихся на любой специальности (Приложение 1). Практические навыки, формируемые в ходе его изучения, применимы в дальнейшем в различных отраслях профессиональной деятельности, т.к. отражают психологическую сторону продукта саморекламы и психологию ее автора. В основу данного учебного пособия была положена тема «Самореклама» из курса «Психология рекламной деятельности» для студентов, обучающихся на специальности «Реклама».
Пособие состоит из нескольких тематических блоков, которые отражают ту или иную сторону психологии саморекламы (подробнее Приложение 2)
Тема 1. Основы саморекламы
- Самореклама и личность
- Основные понятия саморекламы
- Самореклама как средство психологического воздействия
Тема 2. Эффективность автора саморекламы
- Уверенная личность автора саморекламы
- Уверенное поведение автора саморекламы
- Презентация и публичное выступление
- Имидж автора саморекламы
Тема 3. Проектирование саморекламы
- Дизайн саморекламы
- Визуальное оформление саморекламы
- Рекламный текст в рекламном сообщении
Тема 4. Продвижение саморекламы
- Планирование и реализация рекламной кампании
- Взаимодействие с целевой аудиторией саморекламы
- Влияние и манипулирование в саморекламе
Каждый блок имеет четкую структуру, позволяющую не только изучить данную тему в теории, но и отработать соответствующие практические навыки:
- ключевые слова и термины, изучаемые в данной теме;
- план темы изучения;
- теоретический материал для изучения;
- список литературы, включающий в себя интернет-источники, необходимый для дополнительного изучения материала по данной теме;
- самостоятельная работа – вопросы и задания для теоретической подготовки по теме;
- практикум – задания и упражнения для формирования и закрепления практических навыков по теме;
- приложение – тексты, видео- и аудиоматериалы для работы, программное обеспечение для изготовления рекламных продуктов и т.д.
В учебном пособии «Психология саморекламы имеется список литературы и интернет-источников по всему курсу. А также приводится глоссарий с переводом терминов на английский язык (по причине недостаточного объема отечественной литературы по данной тематике).
После изучения данного курса каждая студенческая группа собирает и систематизирует печатный, аудио- и видеоматериал (продукты саморекламы), который размещается на диске и используется в качестве основы для изучения последующими группами. Таким образом, происходит пополнение методической базы курса и решается вопрос снятия психологических зажимов студентов в практической деятельности, т.к. в качестве примеров анализируется самореклама, прежде всего, своих сверстников.
Учебное пособие «Психология саморекламы» было апробировано в ходе изучения студентами курсов «Психология рекламной деятельности» и «Самореклама» в течение 2011-12 и 2012-13 уч. годов.
В ходе апробации учебного пособия, в том числе при закреплении практических навыков саморекламы, был создан уникальный своем роде Фестиваль саморекламы «Мой успех». Большинство проводимых фестивалей и конкурсов имеют своей целью повышение профессионального уровня молодых рекламистов, обмен опытом и т.д., то есть самореклама участников проявляется в реализации собственных творческих замыслов. Фестиваль саморекламы «Мой успех» в этом смысле отличается от аналогичных фестивалей и традиционных конкурсов, прежде всего тем, что предметом рекламы служит личность участника, его успех в том аспекте, в котором заявляет об этом сам автор. Особенностью данного фестиваля является проведение и продвижение, коммуникации между участниками, организаторами и членами жюри исключительно в web-среде. Отражение Фестиваля саморекламы «Мой успех» в СМИ г. Магнитогорска – телекомпании «ТВ-ИН» и Тера «Звезда» (http://yadi.sk/d/dYXCFBwbGFEZx, http://yadi.sk/d/zjf2HB8uGFFA4).
Таким образом, учебное пособие «Психология саморекламы», акцентирующее внимание на ее психологических составляющих, позволит студентам овладеть практическими навыками в продвижения себя не только в личностном, но и в профессиональном плане и реализовать полученные навыки в ходе дальнейшей собственной практической деятельности.