«Исследование морального сознания учащихся старших классов общеобразовательных учреждений РФ»
Актуальность, новизна и практическая значимость
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отмечено, что одной из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации рос-сийского образования, является повышение качества образования. В качестве условий достижения современного качества образования на первом месте стоит духовно-нравственное развитие личности.
Не секрет, что реализация поставленной задачи осложняется отсутствием ясного представления о духовно-нравственном развитии, о критериях конструктивного развития личности, а также о механизмах и средствах, подвигающих личность подниматься на сту-пень зрелой личности.
Так, отсутствие четкого образа гармонично развитой личности породило парадокс, который выражается в массовой агитации к гармоничному развитию личности и полному непониманию качеств такого человека.
Учитывая вышесказанное, отметим, что актуальность данной Программы определяется поиском факторов конструктивного и деструктивного развития личности в общеобразовательных учреждениях. В этой связи, ведущим целеполаганием является стремление раскрыть понятие «духовно-нравственное развитие», описать критерии конструктивного развития, обеспечивающие возможность личности подниматься на ступень зрелости, приближаясь к Абсолютному образу взрослого человека.
Цели и задачи
Целью Программы является определение уровня развития морального сознания учащихся старших классов общеобразовательных учреждений РФ.
Задачи Программы:
- Аудит качества духовно-нравственного развития учащихся старших классов.
- Конкретизированы оптимальные диагностические средства, адекватные поставленным целям, раскрыты развивающие средства, оптимизирующие процесс воспитания личности.
- Выявление «психической индукции среды»: эффективности влияния образовательной среды на развитие морального сознания учащихся.
Содержание проекта
Объект исследования: продукт образовательной деятельности в разных образовательных средах.
Предмет исследования: уровни развития морального сознания учащихся старших классов разных общеобразовательных учреждений РФ.
База исследования: исследование проводилось в период с 2005 по 2013 г.г. в МБОУ СОШ №16 г.о. Самары, НОУ СОШ «Творчество» г.о. Самары, МБОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа» г.о. Самара, НОУ СОШ Вальдорфская школа г. Ярославль, г. Жуковск, Санкт-Петербург.
Наше исследование выполнено в контексте феноменологического и этнографического исследования.
Этапы внедрения Программы исследования:
2005–2013 гг. – исследование взаимосвязей социально-психологических типов личности учащихся старших классов с уровнем развития морального сознания;
2005–2007 гг. – разработка и проведение курсов повышения квалификации педагогов-психологов общеобразовательных учреждений г. Октябрьск, Туймазы, Белебей, Оренбург, Орск, Магнитогорск, Сибай, Пенза;
2006 г. – основываясь на нашу научно-практическую работу в г. Пенза был создан Центр профилактики асоциального поведения детей школьного возраста;
2010–2011 гг. – апробирование Программы исследования развития морального сознания учащихся старших классов общеобразовательных учреждений в г. Самара, Ярославль, Жуковский, Санкт-Петербург;
2011 г. – предзащита докторской диссертации по теме «Психология конструктивного и деструктивного развития личности учащихся старших классов» на кафедре психологии образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии г.о. Самара;
2012–2013 г.г. – открыт научно-практический отдел в МБОУ ДОД ДООЦ «Помощь» г.о. Самара, реализующий Программу исследования развития морального сознания учащихся старших классов общеобразовательных учреждений РФ;
2013 г. – подготовка к публикации монографии по результатам исследования.
Результаты и выводы
Ниже мы представляем результаты исследования, которые были получены в разных образовательных средах с 2009 по 2013 гг. (см. таблицу 1).
Используя количественные значения, представленные в таблице 1, мы построили график выраженности уровней морального сознания в разных образовательных средах (см. рис. 1).
Результаты исследований, приведенные в таблице №1, свидетельствуют о том, что в МОУ СОШ большая часть учащихся является носителями доконвенционального уровня морального сознания (см. точку медианы на рис. №2).
В НОУ СОШ у учащихся преобладает конвенциональный уровень морального сознания (см. точку медианы на рис. № 2).
У учащихся Вальдорфской школы диагностируется постконвенциональный уровень морального сознания (см. точку медианы на рис. № 2).
Наряду с этим важно отметить, что по критерию Крускалла-Уоллиса были выявлены статистические различия между подгруппами респондентов с доконвенциональным, конвенциональным и постконвенциональным уровнем морального сознания на уровне р , что свидетельствует о том, что образовательная деятельность значимым образом влияет на формирование уровней морального сознания.