Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Исследование морального сознания учащихся старших классов общеобразовательных учреждений РФ»


Актуальность, новизна и практическая значимость

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отмечено, что одной из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации рос-сийского образования, является повышение качества образования. В качестве условий достижения современного качества образования на первом месте стоит духовно-нравственное развитие личности.

Не секрет, что реализация поставленной задачи осложняется отсутствием ясного представления о духовно-нравственном развитии, о критериях конструктивного развития личности, а также о механизмах и средствах, подвигающих личность подниматься на сту-пень зрелой личности.

Так, отсутствие четкого образа гармонично развитой личности породило парадокс, который выражается в массовой агитации к гармоничному развитию личности и полному непониманию качеств такого человека.

Учитывая вышесказанное, отметим, что актуальность данной Программы определяется поиском факторов конструктивного и деструктивного развития личности в общеобразовательных учреждениях. В этой связи, ведущим целеполаганием является стремление раскрыть понятие «духовно-нравственное развитие», описать критерии конструктивного развития, обеспечивающие возможность личности подниматься на ступень зрелости, приближаясь к Абсолютному образу взрослого человека.

Цели и задачи

Целью Программы является определение уровня развития морального сознания учащихся старших классов общеобразовательных учреждений РФ.

Задачи Программы:

  1. Аудит качества духовно-нравственного развития учащихся старших классов.
  2. Конкретизированы оптимальные диагностические средства, адекватные поставленным целям, раскрыты развивающие средства, оптимизирующие процесс воспитания личности.
  3. Выявление «психической индукции среды»: эффективности влияния образовательной среды на развитие морального сознания учащихся.

Содержание проекта

Объект исследования: продукт образовательной деятельности в разных образовательных средах.

Предмет исследования: уровни развития морального сознания учащихся старших классов разных общеобразовательных учреждений РФ.

База исследования: исследование проводилось в период с 2005 по 2013 г.г. в МБОУ СОШ №16 г.о. Самары, НОУ СОШ «Творчество» г.о. Самары, МБОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа» г.о. Самара, НОУ СОШ Вальдорфская школа г. Ярославль, г. Жуковск, Санкт-Петербург.

Наше исследование выполнено в контексте феноменологического и этнографического исследования.

Этапы внедрения Программы исследования:

2005–2013 гг. – исследование взаимосвязей социально-психологических типов личности учащихся старших классов с уровнем развития морального сознания;

2005–2007 гг. – разработка и проведение курсов повышения квалификации педагогов-психологов общеобразовательных учреждений г. Октябрьск, Туймазы, Белебей, Оренбург, Орск, Магнитогорск, Сибай, Пенза;

2006 г. – основываясь на нашу научно-практическую работу в г. Пенза был создан Центр профилактики асоциального поведения детей школьного возраста;

2010–2011 гг. – апробирование Программы исследования развития морального сознания учащихся старших классов общеобразовательных учреждений в г. Самара, Ярославль, Жуковский, Санкт-Петербург;

2011 г. – предзащита докторской диссертации по теме «Психология конструктивного и деструктивного развития личности учащихся старших классов» на кафедре психологии образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии г.о. Самара;

2012–2013 г.г. – открыт научно-практический отдел в МБОУ ДОД ДООЦ «Помощь» г.о. Самара, реализующий Программу исследования развития морального сознания учащихся старших классов общеобразовательных учреждений РФ;

 2013 г. – подготовка к публикации монографии по результатам исследования. 

Результаты и выводы

Ниже мы представляем результаты исследования, которые были получены в разных образовательных средах с 2009 по 2013 гг. (см. таблицу 1).

Используя количественные значения, представленные в таблице 1, мы построили график выраженности уровней морального сознания в разных образовательных средах (см. рис. 1).

Результаты исследований, приведенные в таблице №1, свидетельствуют о том, что в МОУ СОШ большая часть учащихся является носителями доконвенционального уровня морального сознания (см. точку медианы на рис. №2).

В НОУ СОШ у учащихся преобладает конвенциональный уровень морального сознания (см. точку медианы на рис. № 2).

У учащихся Вальдорфской школы диагностируется постконвенциональный уровень морального сознания (см. точку медианы на рис. № 2).

Наряду с этим важно отметить, что по критерию Крускалла-Уоллиса были выявлены статистические различия между подгруппами респондентов с доконвенциональным, конвенциональным и постконвенциональным уровнем морального сознания на уровне р , что свидетельствует о том, что образовательная деятельность значимым образом влияет на формирование уровней морального сознания.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su