«Организация деятельности специалистов образовательных учреждений по работе с критическим инцидентом» (методическое пособие)
Актуальность
Количество детских суицидов в Ставропольском крае растет с каждым годом. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера и встречается почти у четверти Здоровых подростков.
За последние пять лет это 136 попыток суицида и 48 законченных суицидов. Эта статистика говорит и еще о том, что каждый четвертый психолог системы образования уже столкнулся с ситуацией детского суицида. Поэтому перед психологической службой края в настоящее время стоит очень важный вопрос: насколько педагоги-психологи готовы и знают, как профессионально работать с ситуацией суицида, могут оказать эффективную психологическую помощь детям, совершившим попытку суицида, их родителям?
Количество психологов за последние три года году сократилось почти на 150 человек, многие из них уволилось именно после того, как в школе произошел суицид.
Для того чтобы понять, какие профессиональные проблемы возникают у психологов при работе с ситуацией суицида, нами было проведено исследование, в котором принимали участие 105 психологов края.
Так или иначе, сталкивались ситуацией суицида 60 человек: с угрозой совершения – 27, незавершенным суицидом – 22, суицидальным поведением – 15 человек; с завершенным суицидом – 12 человек. 80% психологов столкнувшихся с ситуацией суицида отметили, что чувствовали себя растерянно и беспомощно; испытывали беспокойство, тревогу, страх, сомнения в своих профессиональных возможностях. Остальные 20% - ответили, что чувствовали себя уверенно и спокойно. Интересно, что большинство психологов, которые не сталкивались с этой ситуацией, предположили, что будут чувствовать себя в ней уверенно и спокойно.
Научная и практическая значимость
Научная значимость.
На основе психоаналитического и когнитивно-поведенческого подходов обоснованы структура и сущность понятия «суицидальное поведение», выявлены особенности суицидального поведения подростков.
Уточнена и обоснована сущность понятия «критический инцидент» как травматическое событие, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта.
Научно обоснованы в соответствии с комплексом выделенных нами условий этапы работы специалистов образовательного учреждения с ситуацией критического инцидента.
Практическая значимость
Автором проекта разработан алгоритм действий специалистов образовательных учреждений с ситуацией критического инцидента (КИ).
Разработана программа психологической работы с детьми, ставшими участниками критического инцидента, а также рекомендации педагогу-психологу, которые могут помочь уменьшить хаос, состояние неопределенности и беспомощности в работе с тяжелыми жизненными ситуациями.
Основное содержание работы (ее этапы)
Исследование проводилось нами в четыре этапа:
- подготовительный этап;
- констатирующий этап;
- преобразующий этап;
- заключительный этап.
На подготовительном этапе было осуществлено исследование поискового характера.
Цель данного этапа: теоретическое осмысление и определение значимости проблем связанных с анализом критических ситуаций, происходящих в образовании; изучением и обобщением опыта; подготовкой педагогов-психологов к работе с ситуацией критического инцидента.
На констатирующем этапе, в соответствии с разработанным планом исследования, осуществлялся анализ особенностей диагностики суицидального поведения, производился подбор необходимых диагностических методик, изучалось состояние проблемы в отечественной и зарубежной психологической практике; проводились диагностические процедуры, направленные на изучение данной проблемы в Ставропольском крае.
На преобразующем этапе также был проведен анализ материалов констатирующего эксперимента; разработан алгоритм деятельности специалистов образовательных учреждений с ситуацией КИ (суицида). При описании этапов работы мы исходили из общей гипотезы, согласно которой процесс переживания тяжелой жизненной ситуации станет более управляемым, если деятельность специалистов будет структурирована и будет определены основные аспекты их профессиональной компетентности.
На преобразующем этапе исследования осуществлялась апробация разработанного нами алгоритма деятельности специалистов ОУ с ситуацией КИ.
Исследовательский поиск при этом шел в двух направлениях: во-первых, уточнялись и наполнялись содержанием этапы работы педагога-психолога с КИ, а во-первых, на основе выработанных ранее подходов, проектировалась система сопровождения самого педагога-психолога, работающего с ситуацией КИ.
На заключительном этапе исследования был произведен анализ полученных данных, обобщены полученные результаты, сформулированы выводы, которые нашли свое отражение в изданной на базе нашего Центра книге «Помощь педагогу-психологу в работе с критическим инцидентом».
Результаты, выводы
Данный проект представляет собой описание особенностей работы педагога-психолога с критическим инцидентом (суицидом).
Авторы попытались обрисовать общие психологические представления о критическом инциденте, в частности, суициде; описать основные проблемы профессиональной подготовки и психологического сопровождения педагога-психолога в работе с критическим инцидентом, а также предложили примерную программу работы с детьми, рекомендации родителям и педагогам-психологам. В проекте приводится общий алгоритм работы и примеры практических заданий, однако, они могут быть модифицированы и расширены с учетом потребностей конкретной группы.