Рабочая книга педагога-психолога детского лагеря: из опыта работы социально-психологической службы ВДЦ «Орленок» (сборник)
Актуальность, научная и практическая значимость
В 2002 году во Всероссийском детском центре «Орлёнок» была создана социально-психологическая служба — СПС, в которую были объединены педагоги-психологи и социальные педагоги, уже работающие в детских лагерях «Орлёнка». В 2013 году был издан сборник, в основе которого лежит обобщение практического опыта работы специалистов СПС на протяжении 10 лет существования службы. «Рабочая книга педагога-психолога детского лагеря» родилась благодаря кропотливому труду всех специалистов социально-психологической службы, поддержке администрации «Орленка» и при активной помощи наших партнеров. Материалы, представленные в данном сборнике, помогут грамотно организовать работу педагогов-психологов в детских лагерях различного типа и обеспечить более качественное психолого-педагогическое сопровождение отдыха и оздоровления детей и подростков в детских лагерях.
Рецензентами сборника стали: Кочеткова О.А., к.п.н., начальник д/л «Звездный» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»; Пачина С.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии общего и профессионального образования Гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области; Чунихина Л.В., заведующая психологической службой ГПУ «МДЦ «Артек». Все рецензенты дали высокую оценку сборнику. Так к.п.н. Пачина С.В. указала, что новизна содержания сборника связана не только с необычной авторской концепцией рассмотрения деятельности специалистов психолого-педагогического профиля, но и с уникальным представленным практическим опытом специалистов СПС по организации деятельности педагогов-психологов с различными категориями подростков в условиях летнего лагеря; данный сборник может использоваться как методическое пособие для подготовки студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование». Чунихина Л.В. отметила, что текст хорошо структурирован, материал изложен логично и последовательно, в доступной форме, и, не смотря на то, что психологическая служба МДЦ «Артек» отличается от СПС ВДЦ «Орленок», но данный сборник поможет обеспечить более качественное сопровождение отдыха и оздоровления детей в детских лагерях «Артека».
Основное содержание работы (или ее этапы)
Подготовка сборника продолжалась в течение двух лет с 2011 года. Во время подготовительного этапа авторский коллектив собрал, проанализировал и обобщил опыт работы всех специалистов, работавших в службе с 2002 года (более 60 человек). Анализу были подвергнуты психолого-педагогические программы специалистов, программы сопровождения различных категорий детей и взрослых, занятия развивающей, просветительской и профилактической направленности, модифицированный и разработанный специалистами СПС диагностический инструментарий, рекомендации по оптимизации работы в различных ситуациях с разнообразными категориями клиентов. В 2012 году был подготовлен к изданию макет сборника с авторским художественным оформлением; сборник был передан на рецензирование, а потом – на утверждение редакционно-издательским советом ВДЦ «Орлёнок».
Содержание методических материалов сборника направлено на формирование гуманистических установок специалистов психолого-педагогического профиля в осуществлении деятельности; системы понятий, отражающих сущность и основные характеристики психолого-педагогического сопровождения отдыха и оздоровления детей; знаний о содержании и специфике видов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению, умений критериального анализа видов деятельности, готовности к организации и самостоятельному осуществлению деятельности.
Структура сборника включает в себя оглавление, введение, два тематических раздела, приложение, заключение, справочно-библиографический аппарат. Во введении отражена цель издания, особенности авторской концепции, методические рекомендации по использованию сборника и общая характеристика структуры пособия. Глава I «О самом главном» посвящена теме — «Организация деятельности педагога-психолога в детском лагере». Здесь представлены: модель психолого-педагогического сопровождения образовательной программы детского лагеря, программы исследовательской деятельности педагогов и подростков, программный алгоритм по сопровождению детей особых категорий, программы подготовки новых педагогов и сопровождения временных (сезонных) сотрудников службы. Во второй главе «Помощь с целью самопомощи» обобщены и структурированы «Рекомендации по обеспечению психолого-педагогического сопровождения отдыха и оздоровления детей в детском лагере» по подразделам: для педагогов детских лагерей и для работы педагогов-психологов. В приложении представлена документация социально-психологической службы как нормативно-правовая, регламентирующая работу службы, так и индивидуальная отчётная документация, разработанная специалистами СПС. В заключении обобщаются информационно-методические материалы, дающие более полную практико-ориентированную и методическую информацию по заявленной тематике.
Результаты, выводы
Сегодня психология является востребованной специальностью. Но получив долгожданный диплом, многие оказываются в полной растерянности: с чего начать? Ведь разница между теорией и практикой колоссальная. Наш сборник собрал в себе те теоретические материалы, которые станут подспорьем в практической деятельности начинающего педагога-психолога, обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение отдыха и оздоровления детей и подростков в детских лагерях различного типа.
Сборник был выпущен тиражом в 1000 экземпляров, содержит 256 страниц с иллюстрациями, предназначен для педагогов-психологов и социальных педагогов ВДЦ «Орленок», ВУЗов-партнёров, для обмена опытом с учреждениями дополнительного образования детей как на территории РФ, так и за её пределами; не предназначен для продажи.
Авторский коллектив надеется, что данный сборник станет «настольной» книгой начинающего работника психолого-педагогического профиля.