«Семья – всему начало!» (социально-психологический проект)
Актуальность проекта
Появление ребенка в семье – долгожданная радость. Мама и папа стремятся дать своему малышу все необходимое: внимание, заботу, любовь. Молодые родители стараются воспитывать своего ребенка правильно, следуя советам близких и друзей, читая книги и модные журналы. Однако, компетентными родителями стать одновременно с рождением ребенка на свет невозможно. Опыт воспитания детей набирается постепенно, путем проб, ошибок и разрешения трудностей. Возраст ребенка от рождения до трех лет имеет свои особенности, столкнувшись с которыми родители не всегда готовы справиться самостоятельно.
Большинство родителей детей раннего возраста, обратившихся за консультацией к психологам, имели проблемы отношений в паре «родитель – ребенок», а также нарушения адаптации у детей (по определениям диагностической классификации DC:0-3R в переводе Морозовой Т.Ю., Довбня С.В.). Молодые мамы и папы говорили о том, что им трудно справляться с ребенком и сдерживать свои эмоции. Были случаи, когда родители жестоко обращались с маленькими детьми, не понимая своих ошибок.
В ходе 10-летней практики специалистами отмечено, что каждая третья семья, обратившаяся за помощью к детскому психологу, формулирует проблему неуправляемости, непослушания, гиперактивности ребенка уже с трехлетнего возраста. Проблемы в поведении обусловлены особенностями развития ребенка и требуют оказания своевременной помощи семье в выработке грамотных подходов ненасильственного воспитания.
Проект раннего вмешательства «Семья всему начало!» – это комплекс детско-родительских программ, обеспечивающий знания и навыки успешного родительства и развитие ребенка. Программы раннего вмешательства позволяли своевременно выявить трудности в формировании привязанности между родителями и ребёнком и помогали справиться с ними. Психологические семейно-центрированные программы зарекомендовали себя как актуальный и эффективный инструментарий по профилактике семейного насилия и стали самыми востребованными услугами для населения. На занятиях вместе с родителями, дети быстрее адаптируются в группе, лучше осваивают навыки, развивают способности. И родители, и дети получают удовольствие от совместной деятельности, улучшают эмоциональное состояние, расширяют круг общения.
Цели и задачи
Деятельность по проекту была направлена на достижение поставленной цели, которая предполагала формирование гармоничной для воспитания ребенка семейной среды через выявление эмоционально неблагоприятных отношений родителей и ребенка в раннем детстве и использование современных форм и методов взаимодействия с семьей.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- организация системы психологического сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста
- обеспечение психологической поддержки молодых матерей младенцев до года
- повышение родительской ответственности через участие в тренинговых программах
- ранняя диагностика нарушений в развитии детей и разработка индивидуальной программы сопровождения семьи и ребенка
- ранняя профилактика насилия в семье
Реализация проекта
I. Подготовительный этап. Индивидуальные встречи с целью диагностики с семьями – участниками проекта.
Первичные встречи психологов включали проведение психолого-педагогической диагностики, по результатам которых были выявлены следующие проблемы у родителей:
- родительская неуверенность и неумение распознавать и удовлетворять потребности детей
- нарушения привязанности между родителями и ребенком;
- несоответствие ребенка «идеальному образу», имеющемуся у родителя;
- делегирование «родительских полномочий» ближайшим родственникам;
- отсутствие внешней поддержки и наличие послеродовой депрессии матери;
- необычные реакции ребенка (ребенок с особыми потребностями, ребенок с «трудным темпераментом»);
- собственный отрицательный опыт матери;
- низкий уровень коммуникаций в семьях;
- неадекватное выражение чувств родителями;
- отсутствие эмпатии между членами семьи;
- гипер-контролирующее поведение взрослых;
У детей:
- капризность;
- трудности со сном;
- чрезмерная активность и невнимательность;
- задержка речевого и двигательного развития;
- диагнозы ММД, СДВГ, НАС.
В результате в начале 2013 года 20 семей были определены для участия в программе «Радость моя, малыш!» 21 семья стали участниками психокоррекционной детско-родительской программы: «Семейная гимназия» – для родителей, «Я сам!» – для детей от 3 до 6 лет.
II. Этап реализации
1. Разработка и реализация социально-психологической программы «Радость моя, малыш!» для молодых семей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет.
Цель программы – развитие ненасильственных отношений в паре «родитель-ребенок».
Программа предполагает 12 занятий для родителей с детьми, и 12 занятий отдельно для мам. Темы занятий: «Наблюдение за ребенком», «Ранний диалог», «Словарь эмоций», «Я – сообщение», «Тактильный контакт», «Организация пространства для ребенка», «Зрительное подкрепление», «Правила и ограничения», «Поощрения и наказания» (см. дополнительные материалы).
Большое значение имело формирование «раннего диалога» (см. дополнительные материалы). между родителем и ребёнком. В занятия с мамами была включена работа с видео (см. дополнительные материалы) и мультимедийным материалом (презентации, обучающие фильмы, видеоролики), а также обучение родителей технике материнского массажа. Это дало возможность родителям научиться общаться со своими детьми и развивать надежную привязанность между матерью и ребёнком. Принципы наглядности и положительного подкрепления со стороны Ведущего, лежащие в основе видео-технологии, дают возможность «посмотреть на себя со стороны» и гарантируют положительные результаты, которые можно проследить в развитии каждой семьи.
2. Разработка и реализация группы поддержки для родителей «Семейная гимназия».
Целью программы «Семейная гимназия» для родителей, воспитывающих детей с СДВГ, является повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих гиперактивных детей – дошкольников.
Программы «Семейная гимназия» и «Я сам!» ведутся параллельно и представляют собой комплексную помощь по проблеме дефицита внимания и гиперактивности детей.
Каждая программа предполагает проведение 14 занятий.
В связи с выявленной проблематикой семей на занятиях затрагиваются темы: «Отработка навыка общения с ребенком на «Языке принятия»; «Нормы и правила семьи»; «Семейные роли»; «Профилактика родительской депривации»; «Коммуникативные навыки»; «Навыки эмоционального выражения» (см. дополнительные материалы).
Кроме того, проводятся общие занятия для наблюдения за динамикой развития отношений в паре родитель – ребенок и выявления уровня развития навыков, реализуемых по детской программой. Проводятся праздничные мероприятия ко Дню матери и Новому году.
3. Разработка и реализация психокоррекционной программы для детей с синдромом дефицита внимания «Я сам!».
Целью программы «Я сам!» для детей с синдромом дефицита внимания является развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, а также необходимых социальных навыков.
В рамках программы «Я сам!» с детьми – дошкольниками проводятся занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы посредством освоения элементов саморегуляции. В результате дети осваивают упражнения на развитие межполушарных взаимодействий, дыхательные упражнения, самомассаж, элементы визуализации. Развили навык определения эмоционального состояния своего и близкого окружения, освоили техники совладающего поведения в стрессовых ситуациях.
Результативность проекта
Анализ обратной связи от родителей с маленькими детьми позволяет сделать вывод, что 100% участников отмечают для себя несомненную пользу от занятий: получение положительных эмоций, снятие эмоционально-психологического напряжения, осознание недостатков взаимодействия с детьми, приобретение навыков расслабления, саморегуляции, установления раннего диалога с ребенком, игрового взаимодействия, улучшение психологического климата внутри семьи, нормализация самооценки и уверенности в своих силах. Повторные скрининги детских групп указывают на положительную динамику у детей в развитии речи, двигательной активности, социальных навыков, понимания языка.
Всего за 2013 год в рамках проекта «Семья всему начало!» в детско-родительские программы было вовлечено 120 семей, воспитывающих детей од 0 до 3 лет и 46 семей с детьми от 3 до 6 лет.