Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Групповая психообразовательная программа в реабилитации больных шизофренией» (реабилитационная программа)


Авторы:

Актуальность

Существующие методы психообразовательной работы с больными шизофренией в основном опираются на ознакомление с теоретическими аспектами психических расстройств, однако более существенным наряду с теорией представляется обращение к личности пациента. Больных шизофренией традиционно относят к сложному контингенту, с учетом нарушения процессов мышления, восприятия и особого характера изменения личности – дефектов волевой, эмоциональной, поведенческой сфер, нарастающих по мере прогрессирования заболевания. Эти значительно затрудняет их социально-психологическую адаптацию. От того, каким образом больной шизофренией сможет задействовать сохранные сферы своей личности и внешние ресурсы, зависит его успех в процессе адаптации, в процессе преодоления болезни, длительности и эффективности ремиссий. В последние годы в реабилитационной работе с больными шизофренией наряду с медикаментозными аспектами (современные методы ПФТ) и более привычными для отечественной системы психиатрического обслуживания трудотерапии, терапии занятостью, используются различные методы психотерапии и социотерапевтические мероприятия, однако их эффективность пока недостаточно изучена. Опыт внедрения таких новых форм работы ограничен. Эта программа является ответом на актуальную задачу разработки и использования более эффективных форм реабилитации больных шизофренией

Новизна программы проявляется в обращении к личностному ресурсу больных, к использованию адекватных и разносторонних методик арт-терапии, когнитивно-поведенческой психотерапии, имеющих методически разработанную базу и ориентированных на выделенные терапевтические мишени.

Практическая значимость программы в том, что она решает задачу повышения эффективности реабилитационных мероприятий, проводимых с больными шизофренией, улучшения процессов их адаптации, преодоления болезни, ее негативных социальных и психологических последствий для личности, повышения длительности и эффективности ремиссий на основе поддержки и развития комплекса навыков социально-бытовых, коммуникативных и профессионально-ориентированных.

Цели и задачи

Цель: социально-психологическая адаптация больных шизофренией прогредиентный вариант на основе применения психообразовательного подхода с элементами арт-терапии.

Задачи:

  1. Коррекция неадекватных когнитивных и поведенческих стереотипов и эмоционального реагирования, связанных с восприятием болезни, лечения, себя и других значимых элементов системы отношений при шизофрении.
  2. Формирование адекватной внутренней картиной болезни.
  3. Коррекция самовосприятия (самоотношения) - представлений больных о себе, своих личностных ограничениях и ресурсах.
  4. Развитие более эффективных копинг-стратегий.
  5. Уменьшение нейро-когнитивного дефицита.
  6. Поддержание более устойчивой и качественной ремиссии.
  7. Развитие межличностных, социально-коммуникативных навыков больных

Содержание проекта

Данная программа – опыт интеграции психообразовательных аспектов и психотерапевтических мишеней на основе личностно-ориентированного подхода. Работа по программе осуществилась на базе отделения лечебно-трудовой реабилитации психоневрологического диспансера №9 . Группа больных формировалась из пациентов, рекомендованных лечащими врачами с учетом показаний к групповой психотерапии с диагнозом: шизофрения параноидная форма cостояние медикаментозной ремиссии с незначительными и умеренно выраженными дефицитарными расстройствами.

Для данного контингента больных более целесообразной была тематическая форма групповой работы с продолжительностью занятий до 1ч. 30 м. Весь цикл состоял из 12 занятий. Учитывалась степень ограничения коммуникативных, познавательных и эмоционально-волевых ресурсов. Методы оценки эффективности программы:

Для оценки лечебно-реабилитационных эффектов у данных больных дважды проводилось психологическое тестирование: в начале и по окончании психообразовательной программы. Применялись: тест реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина, индекс жизненного стиля, тест копинг-стратегий Лазаруса, Тобол (тип отношения к болезни). Уменьшение тревожности позволило сформировать более критическое отношение к заболеванию, способствовало снижению нейро-когнитивного дефицита и активизации эмоциональных ресурсов личности.

Программа состоит из трех блоков.

Началу цикла предшествует предварительный мотивационный блок, который состоит из предварительного тестирования и обсуждения с группой целей и задач тренинга. На этом этапе происходит знакомство, свободные дискуссии, выработка «правил». В начале каждого занятия проходят различные техники разогрева, психогимнастика, в конце вербальная обратная связь.

Второй блок – «высшие психические функции» и «основные клинические симптомы» – состоит из занятий, позволяющих в интерактивной форме усваивать теоретический материал, прорабатывая каждый раздел в различных арт-терапевтических методах.

Так, например, тема «Мышление – норма и патология» прорабатывается в контексте игровой задачи в ролевой игре и в последующей свободной дискуссии, и далее в обсуждении ассоциативного эксперимента еще глубже раскрывающего теоретические аспекты темы. С пятого занятия начинается проработка значимых аспектов: симптоматики и течения болезни. Особое значение приобретает атмосфера доверия и поддержки.

Третий блок «Личность и болезнь» помогает осознанию личностных факторов в картине болезни, дезадаптивной «роли» болезни, формированию адекватной «Я-концепции», осознанию и использованию личностных ресурсов, коррекции отношений, выработке определенной стратегии поведения, что позволяет каждому члену группы в процессе занятий сформировать индивидуальный план реабилитации. В процессе тренинга проходят индивидуальные консультации.

Практический опыт подтверждает необходимость включения психотерапевтических подходов с активизацией личностных ресурсов больных т.к. позволяет вести целевую работу, направленную на реконструкцию личности и осуществляемую синхронно с общим планом лечения и реабилитации.

В эту задачу входят: дальнейшая стабилизация психического состояния больных, предупреждение новых обострений, преодоление негативных последствий болезни, ограничение социальных контактов, восстановление ценностных навыков и интересов, повышение самооценки, укрепление самостоятельности, преодоление социальной изоляции и самостигматизации.

Принципы и методология. Личностно-ориентированный подход позволяет по-новому осуществить переработку теоретических аспектов психообразовательной программы. Главным и определяющим здесь становится концепция личности как системы отношений, а психиатрическое заболевание предстает как фактор детерминирующий их.

В проработке личностно-значимых тем программы и в условиях группового взаимодействия методы арт-терапии приобретают особое значение. Художественная деятельность и экспрессивные методы арт-терапии стимулируют индивидуальную способность к социальной перцепции, повышают уровень восприятия и усвоения нового знания. Изобразительная деятельность и сопутствующие ей переживания получают значимый личностный смысл благодаря их осознанию и структурированию в различных формах вербализации. Творческие задания, групповые дискуссии и обратная связь дают информацию о содержании внутреннего мира больного и системе его отношений, развивают его самосознание. Активизация творческой энергии стимулирует креативные и когнитивные функции, влияя на процессы познания теоретического материала.

Ожидаемые результаты:

  1. Стабилизация психического состояния устойчивой ремиссии
  2. Отсутствие госпитализации в течении длительного времени в психиатрическую больницу и направления в дневной стационар
  3. Повышение реабилитационного потенциала личности: позитивные изменения внутренней картины болезни – активизация направленности на деятельность.

Выводы

Проработка выделенных психотерапевтических мишеней, позволила каждому участнику группы в процессе работы создать (выработать) индивидуальную программу реабилитации, учитывающую значимые потребности больных.

Эффективность данной психообразовательной программы проявилась в активизации личностных ресурсов больных, в изменении направленности на деятельность. Один человек пошел на обучение в ПРЛ, двое устроились на работу после значительного перерыва, у троих повысилась продуктивность в работе ОЛТР. У большинства больных активизировалась потребность в творческом самовыражении: участие в музыкальной группе, занятия рисованием, участие в театральной и хоровой студиях, интерес к обучению на компьютерных курсах в ПРЛ. У пациентов появилось осознание конструктивного сотрудничества с врачом, что привело к повышению комплайенса. Все пациенты отмечали важность психологического климата в группе, что позволило расширить границы коммуникации: улучшить взаимоотношения в семье и с окружающими.

Позитивное изменение внутренней картины болезни проявилось в улучшении социально-бытовой адаптации: появилось осознание потребности «в организации жизненного ритма», «стремлении все делать самой, иметь четкие цели», «контролировать свои поступки» - рост самосознания способствовал осознанию свой личной ответственности.

Результаты работы больных по данной программе проявились в росте самосознания в отношении к болезни, в уменьшении стигматизации и самостигматизации, в повышении самооценки, улучшении адаптивных внутренних ресурсов для дальнейшей интеграции в общество.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su