«Организационно-консультативное сопровождение профессионального развития психологов и психотерапевтов Амурской области»
Сложные социально-экономические условия современной жизни создают благоприятную почву для роста психоэмоциональной напряженности и связанной с ней высокой заболеваемости расстройствами невротического, депрессивного и психосоматического регистров. Сказанное выше требует пристального внимания к подготовке специалистов, способных оказать помощь в решении психологических проблем населения. При этом следует отметить, что содействие формированию готовности человека к профессиональному самоопределению на всех этапах его профессионального становления выступает сегодня в качестве одной из приоритетных задач образования. Профессиональное развитие предполагает активное качественное преобразование профессионалом своего внутреннего мира, приводящее к новому способу миропонимания и жизнедеятельности.
В Амурском государственном университете с 1998 года реализуется программа подготовки специалистов по специальности «Психология», а с 2011 года по специальности «Клиническая психология». Ведущим методическим подходом, заложенным в основу программы обучения в рамках подготовки психологов, разработанной на кафедре психологии и педагогики Амурского государственного университета, является участие студентов в имитационных коррекционных и терапевтических сессиях, вовлечение будущих психологов в действующие группы профессионального роста практикующих психологов и психотерапевтов.
С целью консолидации психологического и психотерапевтического сообщества на базе нашего университета создано и функционирует Амурское региональное отделение Российской психотерапевтической ассоциации. Ежемесячно студенты имеют возможность в неформальной обстановке в рамках постоянно действующего семинара-тренинга «Актуальные вопросы психотерапии и психологического консультирования» получить знания, учения и навыки из уст практикующих сертифицированных психотерапевтов и опытных дипломированных психологов.
Каждый третий вторник на базе Амурского университета региональным представительством Российской психотерапевтической Ассоциации проводятся супервизорские сессии. Студенты, наряду с опытными практикующими психологами и психотерапевтами имеют возможность участвовать в супервизорской группе. На начальном уровне супервизии студенты недостаточно готовы к дискуссиям, испытывают страх оценки, потребность в поддержке, положительной обратной связи. Супервизор рассматривается ими как авторитет, ролевая модель. Студенты принимают участие в профессиональных супервизиях «в аквариуме».
Средняя фаза становления профессионального мышления психологов совпадает с началом 6 семестра обучения и характеризуется некоторой растерянностью, амбивалентностью, которую позволяют преодолеть обретаемые в профессиональных группах навыки самораскрытия и клиентского опыта. Клиентский и методический опыт студенты получают в пределах методических психокоррекционных групп в рамках интересующих направлений психотерапии и консультирования. Студенты имеют возможность принимать участие в долгосрочных и краткосрочных образовательных программах «Системная семейная психотерапия», «Кризисная психотерапия и консультирование».
С 2007 года на базе нашего университета Хабаровским Центром Позитивной психотерапии реализуется базовый курс по позитивной психотерапии. Курс реализуется на протяжении 1 года и включает более 120 часов теории, практических занятий, работу в «малых» группах, работу в Балинтовских группах и супервизии. По окончании программы сдаются экзамены и выдача сертификата базового консультанта международного центра позитивной психотерапии (ICPP) за подписью президента ICPP Х. Пезешкиана (Германия). За эти годы повышение квалификации в области позитивной психотерапии получили более 200 специалистов в области психического здоровья.
В октябре 2013 г. был реализован международный проект «Основные стратегии и методы когнитивно-поведенческой психотерапии при различных формах расстройств. В программе приняли участие студенты специальностей «Психология», «Клиническая психология», психологи и психотерапевты Амурской области. Ведущий программы Гетц Байер, психотерапевт, доцент и супервизор Берлинской академии психотерапии, дипломированный психолог медицины.
В процессе подобных совмещенных занятий у психологов ставится акцент на развитии «чувствительности» к процессу его взаимоотношения с клиентом, развитию умения пользоваться обратной связью при общении с ним, увеличению гибкости и эффективности общения, осознанию влияний собственных установок, наклонностей и ценностей на процессы взаимоотношения.
В курсе «Психотерапия: теория и практика» реализуемом в 6-7 семестре студенты демонстрируют навыки автономной работы не только в пределах учебной группы, но и за ее пределами, самостоятельно организуя в рамках «Психологического студенческого сообщества» психологические тренинги и учебные консультативные сессии, что способствует дальнейшему развитию профессионального мастерства и личностному росту.
Студенческие знания, умения и навыки апробируются на практиках. Базами учебной и производственной практики студентов обучающихся по программе специализации «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» являются детские больницы, центры, институты, санатории, вспомогательные школы, центры помощи детям и подросткам и их семьям, психологическая служба в школе, подростковые центры, медико-психолого-педагогические комиссии, детские комнаты милиции, детские и подростковые центры наркологии. С базами практик нами установлены тесные отношения основанные на взаимной помощи. Тесное сотрудничество с учреждениями практического здравоохранения позволят не только повысить уровень подготовки выпускников, но и в целом оптимизировать процесс психологического сопровождения лечебно-диагностического процесса.
В 2013 году студенты психологи имели возможность реализовать полученные знания и умения в рамках оказания комплексной психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим в автомобильной аварии с участием школьного автобуса в п. Чигири, и детям, пострадавшим от насилия в детском доме п. Пионерский. Студенты работали под руководством опытных преподавателей и психотерапевтов и показали достаточно высокий уровень профессионализма и совладания с проблемной ситуацией. Следует отметить, что организация дополнительного образования в рамках гетерогенных групп дополнительных образовательных программ позволяет не только оптимизировать профессиональные компетенции будущих психологов, но и способствует становлению их профессиональной идентичности, внутренней мотивации на освоение профессией.