«Стратегия выпускника: ЕГЭ минус паника»
Официальная статистика и реальная картина на местах демонстрируют весьма напряжённую ситуацию вокруг реформирования итоговых аттестационных мероприятий в школах. В республике Башкортостан обобщаются впечатляющие данные по микросоциальной и общественной деструкции в жизни школьников, в том числе с суицидальным компонентом и летальностью иной природы, дестабилизируется деятельность коллективов образовательных учреждений, тревожные ожидания общественности представляют многоплановую картину.
Не все отягощающие моменты происходящего обязательны для героического преодоления и драматических переживаний. На базе учебно-исследовательской группы "Моногородок", включающей учеников школы №21 города Белорецк, студентов Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета и Магнитогорского Государственного Университета мы изучали количественную и качественную динамику личного и категориального социального капитала, а также моменты его корреляции с социально-образовательной удовлетворённостью школьников, их успешностью и социально-деловой мобильностью. Феноменология социального капитала, таким образом, представляется ресурсной и движущей составляющей социально-личностных синергий в становлении, самоопределении и благополучии старшего школьника. Наши исследования показывают, что зачастую для самосознания личности, психоэмоционального благоприятствования индивида бывают более значимы моменты определения своих достижений, возможностей и приоритетов (2). Причём развитие вербально-коммуникационного компонента подобного рода деятельности вооружает школьника не только информационно, гносеологически, но и конкретно операционально - ученик структурирует проблему, контекстуально её определяет, формирует стратегию действий, контролирует обратную связь и результативность, а также осмысленно рефлексирует (1). В школе же особенно часто приходится отстаивать свою позицию, так как стандарты образовательных учреждений не ориентированы на особую толерантность в стратегических позициях.
Таким образом, социальный капитал вкупе с вербально-коммуникативной компетентностью выпускника становятся базой его психоэмоционального иммунитета и основой операциональной адаптивности в сложном конгломерате образовательного учреждения в период аттестационных мероприятий.
Как правило, анализ субъективных и объективных составляющих аттестационного-образовательного этапа в школе и семье обнаруживает не только рациональные компоненты, даже если рассматривать субъективно рациональные позиции. К сожалению, на практике даже принцип "qui bono" не выявляет самые деструктивные, а также псевдодейственные механизмы инициаций в школьно-выпускной среде.
Опытным путём наши участники пришли к иному принципиальному подходу в анализе движущих сил в действиях своего окружения. Не "зачем?", а "почему?" те или иные субъекты инициируют, передают, поддерживают определённые позиции. Важнее в этом раскладе зачастую не собственная позиция носителя мнения, действия, убеждающей роли, а причина актуализирующего влияния.
Таким образом, ведущими факторами в определении системы воздействия на ученика выделяем концепцию ЕГЭ и его организационно-методическое сопровождение. Философская составляющая идеи ЕГЭ, социальная направленность - достойны восхищения. Осуществление, методическая проработка стыкуются недостаточно, опираются на структуры самодовлеющие, малоподвижные, сложно зависимые, оперативно обеднённые. Ergo, тяготеющие к тоталитаризму, догматичности, отрицанию реальной обратной связи с учениками и родителями. Важно не то, что "обло, озорно, огромно, стозевно" - просто следует учитывать производимый треск и неприцельность идеограмм.
Избавившись от обобщённых, превентивных рекомендаций, оценок и прогнозов, вы преодолеете первый эшелон избыточного нецеленаправленного прессинга, уже представляя производные трансакции.
Это для более свободного административно, личностно, да ещё и имеющего опыт осознанной работы с социальным капиталом, внятно происхождение многих вторичных инициатив. Контактные образовательные структуры зачастую передают ЕГЭ-фобии в неизменённом либо утрированном виде. В провинции этот процесс нередко приобретает неблагожелательную окраску и особо вычурные формы: "А у тебя кукушка не съедет?", "Да кто их до ЕГЭ допустит!", "А вдруг не сдашь?".
Быть может, некоторым школьникам легче было бы сопротивляться в одиночку. Но... "Розгу родителя направляет учитель", - сказал К. Д. Ушинский.
Грамотная же позиция родителей состоит в поддержке ребёнка:
- безотносительной, ибо любят;
- доверительной, ибо есть опыт взаимовоспитания;
- осознанной, зрело отражающей реальную картину происходящего;
- философской, ибо элементов лотереи, нестыковок и даже зловредностей никто не отменил;
- проективной, ибо только в условиях креативной самореализации ныне осуществимы здоровьесберегающие технологии в образовании как форме сохранения субъектности ученика.
Ведущим принципом сохранения здоровья, успешности и психоэмоционального комфорта участника аттестационно-образовательного процесса, таким образом, я полагаю аналитический подход с рассмотрением причин поведения и ориентированности всех участников социально-образовательного диалога и сохранением необходимой независимости от деструктурирующих воздействий.
Считаю необходимым указать, что описал не все уровни процесса. Внутри личности ученика, даже участвующего в развёрнутой системе компонентного анализа и целенаправленной регуляции описанных процессов, отражён театр действий не слишком простой и ещё менее явный. Я "сдал" семь предметов на ЕГЭ в обычном режиме и могу добавить, что интересно (и полезно!) было бы изучить и внутреннюю реактивную результативность ЕГЭ-коммуникаций.
Литература
1. Рыбаков Д. Г., Магнитогорский Государственный Университет. Опережающее развитие словаря детей в современном информационном обществе. - Сборник материалов ΙV Международной научно-практической конференции "Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических дисциплин: вклад молодых учёных в развитие науки": г. Краснодар, 2012
2. Рыбаков Д. Г. (Белорецк). Школьная логистика как развивающий ресурс личности в процессе формирования социального капитала. - Выступление на Всероссийской научной конференции "Социальный капитал современного общества: СПбГУ, 2012.
Рыбаков Дмитрий Геннадьевич: Магнитогорский государственный университет, Республика Башкортостан, г. Белорецк.