«Учитесь с нами»
Убедительная просьба дочитать историю незнакомого вам человека, но так близкого по профессиональной деятельности до конца. Возможно, вначале он вам покажется скучным и не интересным как моя прошлая жизнь пока я не познакомилась с этой замечательной профессией психолога. Свой рассказ успехов, побед и поражений мне бы хотелось начать с лозунга «Учитесь с нами». Жизнь в нашем селе мне казалась скучной и не интересной. Поэтому мечты сельской девчонки были все, направлены на город и о возвращении в родное село не было и речи. Окончив школу 1991 году, как и большинство выпускников, отправились в город за профессией. Профориентацией с нами не занимались только подсказки родных и знакомых и те знания о профессиях, о которых сама узнала. Инженера – конструктора выбрала из–за любви к черчению и математике. В институте преподавали философию, к которой прониклась интересом, из школьной жизни знала об этой науке очень мало. А в юношеских фантазиях психология представлялась наукой тайной и не до конца изученной. Интерес был, и его хотелось развивать, но существовали пробелы в знаниях о человеческой душе и о тех гениальных, мудрейших людях занимающихся в этой области. За время учебы в институте стала больше пропадать в библиотеке и перечитывать книги по философии, социологии и психологии меня затягивало, становилось очень интересно. Я как будто бы проснулась, и поняла для себя, что иду, не той дорогой жизни, мне захотелось познать глубже, истоки и идеи ученых получить психологическое образование. Ведь великими учеными не столько рождаются, сколько становятся в процессе жизни. По сути, каждый человек с рождения, наделен теми или иными великими талантами, но далеко не каждый из нас обладает таким характером, если хотите стержнем внутри человека, который двигает людьми к достижению поставленных целей. А у меня это стало безудержной целью обязательно стать психологом. Парень, с которым давно дружили, пообещал исполнить мою мечту при условии, если вернемся вместе в село и создадим семью. Но моя мечта: подобно созданию жемчужины, оказалась в длительном процессе.
Убеждая, уговаривая, напоминая об обещании супруг, согласился, только в 2001 году и моя мечта осуществилась, я поступила на заочное отделение специальность: психология, специализация: психологическое консультирование в «Столичную финансово – гуманитарную академию». Моему счастью не было предела, мне хотелось поделиться с каждым как это интересно и полезно, но все пожимали плечами, что это за профессия? - учитель или воспитатель это дело, а психология была в диковинку, да еще и учиться 6 лет, но ни какие уговоры родных и знакомых не смогли меня переубедить. За время обучения у меня родилась вторая дочурка, поддержка мужа и его понимание вселяло в меня уверенность. Я старалась успеть все: быть хорошей мамой помогая, развивая, обучая своих дочурок, а еще быть и замечательной хозяйкой и ученицей. Я с каждым днем познавала сложную жизненную науку, становясь выносливее (преодолевая 60 км во время сессий ежедневные поездки туда обратно на полуразвалившемся автобусе и в жару и в холод), терпеливее, внимательнее, заботливее и старательнее. С грамотными преподавателями за 6 лет обучения, я смогла постичь эту интересную науку найти ответы на все интересующие вопросы, которые волновали меня в детстве. Я состоялась как личность, владеющая громадным запасом знаний, за это время перечитала огромное количество книг рекомендуемые замечательными «учителями жизни», хочется им сказать огромное спасибо за добросовестный и серьезный подход к подаче знаний теоретической и практической части. Всю информацию, слова, эмоции и жесты улавливала и впитывала как «губка» от своих замечательных преподавателей: Пряжников Николай Сергеевич, Галкин Константин Юрьевич, Палагина Нина Степановна и многие другие. Их дисциплинированность, контроль, требования, подача знаний ведение конспектов, словарей, контрольных, рефератов строго от руки, помогли нам узнать намного больше. Практика проходила в школе, где у меня возникла проблема с выбором профессии, мне захотелось помочь старшеклассникам определиться с выбором профессии. Проводила занятия, диагностику слушала запросы учителей, родителей проблемы учащихся и постепенно готовилась к защите дипломной работы. Директор школы сразу предложил работать в школе педагогом – психологом, но мне хотелось чего - то большего не ограничивать свою деятельность в стенах школы. Возможно, чтобы каждый житель нашего села смог познакомиться с психологией решить проблемы гармонизировать отношения в семье. Поиск работы привел меня в социально реабилитационный центр для несовершеннолетних и их семей. Приступив к работе с населением через средства массовой информации, буклеты в которых, я касалась, наиболее актуальных проблем, гарантируя конфиденциальность, рассказывала о бесплатных услугах, но деревенский менталитет недоверия витал в воздухе. Я не собиралась останавливаться, желание привлечь взрослых к проблемам своих и детей, которые можно решить профессиональным путем заставляло двигать процесс самостоятельно Работая в реабилитационном центре: велась и ведется коррекционно – развивающая работа с детьми, консультации, родительские собрания, тренинги, клуб «Детско - родительская гостиная» - для родителей, добавилась работа с трудными подростками и с асоциальными семьями. Дополнительно охватили выездной бригадой все 13 сельских поселения, выезжая еженедельно по запросу или по графику, оказывала психологическую помощь, кто в ней нуждался, и результат не заставил себя долго ждать. Школы малокомплектные ставки психолога нет, а проблемы психологического характера возникали все чаще и чаще. По запросу учителей, родителей провести диагностику в классе или изучить особенности личностных особенностей учащихся или поговорить с ребенком индивидуально, все это подтолкнуло к созданию проекта «Выездной детско – родительской гостиной» (см. приложение). Была апробирована практика работы с населением, через почтовый ящик в каждом почтовом отделении, где каждый проживающий мог предварительно написать интересующий вопрос анонимно или позвонить по указанному телефону. При взаимодействии с администрациями сельских поселений оставлялся информационный листок с номерами психолога и юрисконсульта. При выезде в населенный пункт предварительно оговаривалось время сбора населения желающих получить бесплатные услуги юрисконсульта, психолога или специалиста по социальной работе, нами производилась выемка вопросов из почтового ящика населенного пункта и на месте мы готовились к наиболее актуальным проблемам возникающих у родителей по вопросам воспитания, развития, ответы получали все те кто нуждался в них. Наш проект действует уже 3 года и за это время удалось очень многое. Слова благодарности, отзывы через газету, участие в конкурсах приносящих призовые места, награждение от главы администрации укрепили мою веру в психологическую науку. Желание познать больше продолжала пополнять знания, посещая семинары: в Ростове – на - Дону произвел впечатление семинар – тренинг «Формирование ненасильственного стиля поведения у подрастающего поколения», в Краснодаре Майстренко Наталья Александровна проводила семинар «Жестокое обращение с детьми и подростками. Психологическая помощь» от каждого узнаешь много нового и интересного, ценного и необходимого в работе. Особо хочется отметить всех тех, кто старается развивать новые технологии, еще в 2005 году по почтовой рассылке мне прислали календарь психолога ИМАТОН и там была информация о дистанционном обучении, у меня закралась мысль, когда-нибудь обязательно опробовать, и вот осваиваю новую современную для меня технологию обучаюсь дистанционно в институте практической психологии «ИМАТОН» г. Санкт – Петербурга.
Тема «Психологическая помощь женщинам – жертвам домашнего насилия» выбрана мной не случайно все чаще в работе встречаются случаи с которыми без определенной подготовки работать трудно, женщины забирают заявления из полиции хотя по отношению к ним была применена жестокость, винят себя или уходят из семьи оставляя все тирану, а страдальцы, это конечно же дети которые привыкают к такому общению перенося свое поведение в школу, а затем и в семью. За 7 лет практики было много случаев, о которых в нашем селе говорят «БЕДА», мне бы хотелось рассказать о некоторых:
Случай 1 (поражение)
Возможно вы скажете, что это не в моей компетенции, и я с вами соглашусь, но когда к тебе приходят люди, отчаявшиеся в своей борьбе и перед глазами у которых неоднократно закрывали двери или требовали сумму денег, которой у них не было… Я бы хотела об этом рассказать чтобы предупредить других девчонок, психологов работающих по коррекции веса и тех, кто начинает поглядывать чаще в зеркало, мечтая об идеальной фигуре быть очень осторожными. Так как я работаю с населением, ко мне в 2008 году на консультативный прием пришла мать с дочерью, рост которой 172 см, а вес 40 кг, с диагнозом анорексия (кахексическая стадия) поставленным областной больницей города Ростова в 2006 году. Им было предложено пройти лечение в психиатрической больнице, но они написали отказ, начав лечение народными средствами и у целительниц боясь огласки. Но многие сейчас знают, что стадия, на которой ко мне обратилась клиентка, практически не излечима, ей достаточно было капли супа, чтобы наесться, и я это понимала, что медлить было нельзя, я постоянно настраивала на ее лечение, хотя мать постоянно твердила и плакала моя дочь не психически больная. В нашем селе об этом страшном диагнозе никто никогда не слышал, средства массовой информации мало освещали эту тему. И мы попытались ей помочь благодаря замечательному человеку моему преподавателю, к которому я обратилась и который всегда найдет время, выслушает, поможет, направит - это Галкин Константин Юрьевич кандидат медицинских наук, врач-психиатр высшей категории. Является членом Российского общества психиатров, Независимой психиатрической ассоциации и Европейской психиатрической ассоциации (АЕР). Главный врач Психоневрологического диспансера г. Волгодонска, мы определили ее на лечение, но пролежав буквально две недели сбежала. Приехав домой сказала что вылечилась, но врач бил тревогу и на местном уровне ее положили в нашу сельскую больницу, состояние ухудшалось и не прошло и двух месяцев, как она умерла. Этот случай, надолго останется у меня в памяти и моей основной задачей быть внимательнее и убедительнее в таких случаях, чтобы не допустить печальных последствий. Меня радует тот факт, что телевидение смогло обратить внимание на такую острую проблему. Ведь все так начиналось банально у моей клиентки любимый как, то раз сказал, ты «толстовата», хочется 90 – 60 – 90. И что не сделаешь ради любимого: диеты, спорт, отказ от пищи, а ему все было мало, и однажды он сказал её ты худая, мы расстаемся… Она до последнего, сожалела, что слушала его и делала все только для него и ради него. Она мечтала выздороветь, стать прежней, радоваться жизни, а у неё не было сил.
Случай 2
На глазах у 6 летнего мальчика маму сбила машина, рассказывала мне отчаявшаяся от случившегося сестра погибшей. Племянник замкнулся в себе, ни ел, ни с кем не разговаривал, около месяца, ей порекомендовали органы опеки поводить его к психологу, пока готовились документы на опеку. Клиентка попросила провести работу в короткий срок, так как они собирались переезжать в город. Ездили ко мне ежедневно, у нас было только 10 дней и 30 минут на индивидуальное занятие, так как им необходимо было успеть до отправки рейсового автобуса в населенный пункт. Я понимала, что клиент находится на стадии шока, отрицания, но ему еще предстоит и стадия гнева, депрессии и отчаяния, чувство вины и постепенное принятие, если идти естественным путем. Времени практически не было, в первый день во время установления контакта перепробовала все методы: песочная терапия, куклотерапия, пластилиновая арт – терапия, на вопрос давай порисуем молчание какое - то время и долгожданный кивок головой. На протяжении восьми занятий Д. рисовал один и тот же рисунок с одним и тем же расположением деталей без каких либо добавлений, использование одного и того же цвета карандаша изо дня в день. Угрюмость и молчание на протяжении всего времени настораживало меня. Я понимала основное правило, что ребенок должен отгоревать свою потерю. Как пишет по этому поводу А.Д. Андреева, «…горе. Не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя». В период горевания, особенно острого горя, ребенок должен чувствовать, «что его по-прежнему любят и что он не будет, отвергнут». В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых (родителя или психолога), их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать. И я вела работу с опекуном, давая рекомендации при общении с ним. Для ребенка важно выразить свои переживания – будь то желание поплакать или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чувства или подержаться в тишине за руки. В любом случае, как пишет А. Д. Андреева, «невозможно дать рецепт по каждому отдельному случаю. Главное – исходить из потребности ребенка в любви и внимании к нему». На девятый день он задал мне вопрос: «А можно я качели нарисую, очень хочется покататься?» - конечно же, моей радости не было предела, но я ни в коем случае не показала этого, а только поддержала словами «Какой ты, молодец, конечно можно». Я в первый раз услышала долгожданные слова, которые хотели слышать и родственники, мне стало от этого легче, мы с ним смогли поговорить практически в последний день. Так в короткие сроки мы вместе смогли попытаться облегчить его душевное переживание, и они уехали, а у меня остались его рисунки, которые я очень берегу, хотя им уже четыре года.
И таких случаев очень большое количество за годы работы с населением. Я иногда перебираю архив и вспоминаю всех обратившихся за психологической помощью и горжусь результатами. Я - психолог и я знаю, что мой путь будет из множества прямых дорог и извилистых, труднодоступных тропинок, но я от этого и чувствую себя еще более счастливой и нужной. Мне предстоит работать с новыми случаями.
Ведь хорошо быть домом, из которого не хочется уходить. Хорошо быть лестницей, по которой хочется в хмурый день дойти до солнца. Хорошо быть дверью для всех, кто хочет войти. И окном, в котором не гаснет свет для всех, кто думает поздно.
Педагог – психолог отделения социальной диагностики социально правовой психолого - педагогической помощи ГБУ СОН РО «Социально реабилитационного центра» села Дубовского Дудкина Светлана Владимировна