«"Музыка для ползунков" – пространство любви и толерантности»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики
«Когда в семье рождаются дети, родительская любовь не делится, она множится. Так в семье увеличивается пространство любви».
С. Толмачева, мама двоих детей
Идея написать эти строки появилась в процессе встреч с родителями, которые приходили на занятия с малышами от 8 месяцев до года (с разными вариантами развития). Эти занятия так и называются «Музыка для ползунков». Действительно, как складывается пространство семьи после рождения ребенка? Что происходит, когда в ней появляется малыш с особенностями развития? Каким образом организовывать пространство (предметное, эмоциональное, психологическое), когда семья приходит в Службу ранней помощи?
Эти занятия я продолжаю вести и сейчас вместе с музыкальным руководителем Вьюновой А.Х.. Они стали результатом поиска оптимальных средств и способов взаимодействия с семьей в рамках Консультативной службы ранней помощи. При их разработке мы опирались на следующие положения:
- Эмоциональное общение – одна из ведущих линий развития ребенка младенческого возраста.
- Мама является своеобразным ретранслятором, через который ребенок познает и воспринимает окружающий мир, формирует свое отношение к нему, а затем и выстраивает собственную стратегию взаимодействия с миром по типу «Я – Другие». Важно создавать условия для открытий ребенком себя и мамы.
- В каждой семье своя история рождения ребенка. Какое пространство складывается вокруг малыша в семье? Как оно организовано? Чем наполнено? На что ориентируются взрослые, воспитывая и развивая ребенка? Нам показалось важным в процессе этих занятий актуализировать семейные ценности и смыслы, связанные с родительством, и выйти за рамки диадических отношений.
- Период в развитии ребенка от 8 месяцев до года считается самым благоприятным для развития музыкальной восприимчивости. Таким образом, музыка становится естественным и органичным средством во взаимодействии взрослого и малыша, помогает маме (или лицу, её замещающему) стать эмоционально доступной, дающей ощущение надежности.
Таким образом, предлагаемая система занятий ориентирована на взрослых и малышей с разными вариантами развития, на создание условий для их благоприятного взаимодействия через использование форм семейно-обрядовой культуры и разнообразных музыкальных средств.
При организации занятий мы исходим также из того, что важным средством развития малыша является не только атмосфера, возникающая в семье после его рождения, но и атмосфера на занятиях, способы взаимодействия взрослых друг с другом. Поскольку в группу включаются семьи с малышами с разными вариантами развития, важно учитывать потребности и нужды всех участников, наблюдать, как идет групповая динамика; учиться быть естественными и открытыми при обсуждении любых тем и вопросов.
В наших занятиях участвовали и участвуют семьи с малышами, которые имели диагнозы - синдром Дауна, ДЦП, тугоухость и др. Что мы поняли как ведущие занятий про эти семьи и про себя? Принятие такого ребенка - очень непростой процесс. Этим родителям приходится пережить сильное разочарование, расстаться с образом того ребенка, который они видели в своих фантазиях и к которому за девять месяцев ожидания привязались. Страдает их идентичность, а значит, и отношение к самим себе.
Особенностью этого процесса является и то, что одновременно с ощущением утраты образа будущего ребенка развивается привязанность к родившемуся малышу. Принять его - это значит столкнуться с очень болезненными чувствами и пережить их, адаптироваться к этому событию – появлению на свет необычного ребенка – и реорганизовать свою жизнь в соответствии с этим фактом.
Родителям важна поддержка в переживании того, каким ребенок не стал и не станет, того, что разочаровывает в ребенке, а что привлекает, что разрушено в жизни этим событием, а что нет. Что обретено? Какие есть ресурсы, чтобы справляться с ситуацией? Кто ещё разделяет их симпатии к малышу? Как ощутить себя полноценным родителем в такой ситуации? Где взять душевные силы, чтобы сохранить доверие к себе и к другим людям?
В рамках занятий «Музыка для ползунков» психологическая помощь направлена именно на поддержку членов семьи в освоении ими роли родителей необычного ребенка. Нам кажется, что это позволяет им совершать адекватные действия, направленные на обеспечение малышу поддержки в развитии, социализации и интеграции.
Надо отметить, что трудности в освоении родительской роли характерны для многих мам и пап, посещающих наши занятия с обычно развивающимся малышом-первенцем, когда он проявляет себя не так, как они ожидали или прочитали в книжке до его рождения. Казалось бы, все переживания после его рождения уже позади, но на смену одним тревогам и сомнениям приходят новые. В этот период в отношениях между взрослыми часто возникают обиды, неудовлетворенность, эмоциональная отстраненность, у женщины накапливается усталость, она может испытывать очень противоречивые чувства в адрес ребенка и мужа: от любви до необъяснимой раздражительности, тревоги и даже агрессивности.
В рамках группы при обсуждении этой темы мамы и папы малышей периодически удивляются мыслям и чувствам друг друга. В частности, обнаруживается, что уход за ребенком в течение всего дня, который очень сильно утомляет женщину, возникает, когда она надеется на себя и только на себя, а мужчина может и не подозревать этого. Ему кажется все происходящее вполне естественным. Женщину удивляет, что мужчина, который мало, с её точки зрения, уделяет внимание малышу, редко берет на руки, оказывается, ведет себя так потому, что боится причинить ему боль и т.д. Одним словом, выясняется, что лучше не читать мысли друг друга, а выражать свои мысли, чувства и просьбы напрямую друг другу.
Нам представляется, что подобные обсуждения способствуют формированию искренних и естественных отношений в группе, а также дают возможность взрослым участникам узнавать себя в роли родителей и супругов. Важным элементом возникающего пространства становится доверие участников друг к другу и ведущим. Нам кажется, что именно такая атмосфера является ресурсной для семьи в целом вне зависимости от того, какой у них родился и растет малыш. Взрослые, которые не готовы (или не хотят) открывать себя и своего малыша в рамках группы, ориентированы только на педагогические воздействия в адрес ребенка (в нашем опыте таких единицы), перестают посещать занятия или посещают их нерегулярно.
Есть ещё несколько методов и приёмов, которые мы использовали (помимо педагогических) на наших занятиях для формирования «пространства любви» и толерантности. Они оказались интересными по содержанию и точными по эффекту:
Проективные:
- «Моя семья после рождения ребенка» (рисунок выполняется обоими родителями, но каждый делает свой рисунок). Актуализируются представления родителей, обсуждаются чувства, мысли.
- «Мой ребенок в виде растения» (рисунок выполняется обоими родителями, но каждый делает свой). Затем обсуждаются представления родителей, которые они отразили в рисунке; уточняется - это рисунок ребенка сегодня или он изображен в будущем; что необходимо для его дальнейшего роста и т.д.
Примечание: после обсуждения рисунков у некоторых участников появляется желание что-то изменить в рисунке или полностью его перерисовать.
Могут обсуждаться ассоциации, которые возникают у участников при представлении рисунков другими.
- Обсуждение на тему «История имени ребенка».
- Обсуждение традиций семьи. При обсуждении этой темы взрослые задумываются, есть ли в их семье традиции, как они появились и зачем. Наиболее распространенная версия значимости традиций – ощущение «локтя», чувство опоры, близость, сопричастность, радостные переживания, понимание, что ты не один.
- Упражнение «Ворота счастья»: семья проходит через импровизированные «ворота счастья» (в нашем случае мы используем вышитый рушник старинной работы), все в этот момент поют (пропеваются имена ребенка, мамы, папы; звучат пожелания им радости и благополучия).
- «Ангел»: мамы на занятии делают из белой ткани ангела (используется технология изготовления кукол), дают ему имя. Обсуждаются мысли и чувства, возникшие в процессе работы. На следующем занятии рассказывают о реакции других членов семьи на появление ангела в доме, какое место ему определили в доме и т.д.
- Заполнение и обсуждение анкеты «Особенности эмоциональных отношений матери к ребенку». Вот некоторые данные, полученные при заполнении анкет семьями (25 семей). Представления о себе как о маме: 56% характеризуют себя как заботливую, любящую и счастливую маму; 20% - как хорошую (стараюсь дать все, что могу; радуюсь успехам ребенка, принимаю решения); 4% - излишне опекающие; 20% - обычная, в том числе виноватая, в том числе и мама-собственница. В ответах на вопрос о правилах, на которые родители опираются при воспитании ребенка, наблюдается следующее: нет четкого представления о них, ответы часто носят формальный характер, обозначаются разногласия в вопросах воспитания между членами семьи и представителями разных поколений. Характеризуя свои представления о ребенке, родители не всегда ориентируются на реальные возможности ребенка, отмечают желаемые качества; 32% затруднились ответить на вопрос, чем ребенок их удивляет; 31,5% отмечают, как быстро дети многому учатся; для 8% оказалось важным, что дети быстро забывают, когда родители были неправы.
- Упражнение «За что вы можете похвалить себя и своего малыша?»
- Музыкальный этюд: «Здравствуй, малыш». Взрослым и малышам предлагается для слушания отрывки из произведений Бетховена «К Элизе», Леграна из кинофильма «Шербутские зонтики», Моцарта «Колокольчики звенят» и др. На фоне музыки ведущий озвучивает короткий текст. Мы сочинили несколько вариантов. Предлагаем один из них. Он используется на первых занятиях.«Здравствуй, малыш. Малыш смотрел на мамино лицо, чувствовал мамины руки, а вокруг звучали новые незнакомые звуки. Малыш немного заволновался. «Это звучит музыка», - сказала мама. Ее глаза смотрели с любовью и нежностью, руки были теплыми и ласково обнимали малыша, мамин голос звучал спокойно. И малыш успокоился. А звуки все звучали и звучали. Малыш и мама вместе слушали музыку…»
- Хоровод «Кто у нас хороший?»
- Упражнение «Поблагодарим малыша»: в конце каждого занятия родители благодарят малыша за его участие в занятии и поют песенку: «Дай ладошечку, моя крошечка, я поглажу тебя по ладошечке».
- Обмен сувенирами с пожеланиями при завершении программы.
Какие результаты своего участия в занятиях обозначают родители, подводя итоги: «узнали новое о ребенке, о себеи о семье», «стали ближе друг другу», «лучше понимаю своего ребенка, улучшился контакт», «никогда не думала, что ребенок может так реагировать на музыку», «узнал новые игры», «появилась уверенность, что всё будет хорошо», «справилась со страхом осуждения», «стали вместе слушать музыку», «ребенок реагирует на музыку – пританцовывает» и т.д. Благодарим всех малышей и взрослых, которые были с нами в течение этих 2,5 лет!
Мельник Галина - педагог-психолог Консультативной службы ранней помощи МКДОУ детский сад компенсирующего вида №12 г. Новороссийска.