«Психолог – это очень хороший человек, главный принцип которого - "не навреди"»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики
«История моего успеха» - эти слова заставили меня задуматься о важном для каждого человека. А успешна ли я в профессии и каковы критерии этой успешности? Наверное, когда ты ходишь на работу с радостью, когда ты полна идей и замыслов, ищешь и находишь, видишь результаты своего труда - вот тогда и можно говорить об успешности.
«Психология» – это слово всегда было окружено для меня загадкой. И когда я пошла получать свое второе образование по специальности «практический психолог», я радовалась, как ребенок, для которого должен открыться большой, загадочный и необъяснимый мир. Сейчас, проработав психологом 10 лет, я понимаю, что этот мир лишь приоткрыл мне свою занавесу, что на психолога нельзя выучиться. Если ты любишь свою профессию, стараешься помогать людям, то учиться ты будешь всю жизнь.
На экзамене по предмету «Общая психология» был такой вопрос: «Кто такой психолог? Какой он человек?». Психологической литературы в ту пору было мало, в основном, лишь серьезные труды классиков «психологического жанра», Интернета и в помине не было. И мы, студенты, находясь в полном затруднении, спросили нашего профессора, как же правильно ответить на этот вопрос. И услышали далеко не однозначный ответ: «Психолог – это очень хороший человек, главным принципом которого является «не навреди». Вот эти слова и являются теперь главным принципом моей профессиональной жизни.
Очень часто молодые и не очень молодые психологи слышат в свой адрес такие слова: «Зачем ты так (расстраиваешься, волнуешься, агрессивно реагируешь и т.д.), ведь ты психолог?» Как будто психолог – это не человек. Очень часто, как мне кажется, нас путают с волшебниками, которые могут взмахнуть волшебными палочками и все проблемы исчезнут, непослушный ребенок станет «золотым», пропадут сами по себе страхи и тревоги и плохие привычки вдруг изменятся только на хорошие. А самому ничего делать не надо, ведь есть волшебник – психолог. На этот вопрос я нашла очень хорошее высказывание Ажалии, которое теперь висит у меня над рабочим столом:
«Психолог? Он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей.
Он не святой, не тяжкий грешник.
Он человек среди людей!»
Мне всегда нравилось работать с маленькими детьми. Я детский психолог. Ведь наши проблемы берутся из детства. И, помогая детям и их родителям решать «маленькие» проблемы, мы, детские психологи, работаем на будущее. У меня много направлений работы, но самым большим своим достижением на данный момент я считаю разработанную мной коррекционно-развивающую программу «Открой себя миру» для работы с тревожными детьми.
Тревожный ребенок похож на маленькую улитку, которая робко выглядывает из своего домика. Шорох, незнакомый звук, прикосновение – и улитка прячется. Так и тревожный ребенок: неуместное замечание, незнакомые люди, обстановка, и он уже «закрылся в своем домике». Помочь таким детям раскрыть свои таланты и способности, преодолеть страх и неуверенность в своих силах, научиться жить, преодолевая свою стеснительность, и поверить в свои силы – такую задачу поставила я при составлении программы. Работа в этом направлении велась в течение 5 лет. За это время методом проб и ошибок, подбором различных упражнений, игр, занятий, диагностического материала была создана авторская программа. По результатам диагностики видны реальные результаты этой работы: снижается количество страхов, повышается самооценка, снижается уровень тревожности. Результаты проведения коррекционной работы видны и визуально. Если на первом занятии некоторые дети даже имя свое называют шепотом, то во время показа спектакля, который является заключительным этапом программы, они уже ведут себя уверенно, раскрепощено, прекрасно играя свои роли.
Программа заняла первое место в республиканском конкурсе инновационных программ, коллеги – педагоги-психологи тоже по достоинству оценили мой труд и используют мою программу в работе с детьми. Но самой большой наградой для меня являются благодарные слова родителей, которые с радостью замечают, как изменились их дети.
Когда я захожу в группу детского сада, чтобы пригласить ребенка на занятие меня окружают все дети с возгласами «Возьмите меня, пожалуйста! Я тоже с вами хочу заниматься!» По детским глазам, улыбкам и по тому с каким желанием и интересом они занимаются у меня, я понимаю, что человек-то я хороший. Люблю я свою работу!
Королева Татьяна Александровна – психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №10 «Звездочка», г.Йошкар-Ола.