«Мои мнимые неудачи»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.
Думая, о чем можно написать на конкурс «Истории успеха» я решила написать о случаях провала, неудачах в моей практике, как мне тогда казалось.
Я закончила психологический факультет Санкт-Петербургского университета в 2005 году, одновременно с этим вела занятия по практической психологии для подростков во Дворце творчества юных. Программу занятий я разрабатывала сама, используя упражнения и психологические игры коллег и тренеров. Многие методики не работали или не вызывали такого отклика от ребят, как я ожидала. Меня это жутко расстраивало, я не понимала в чем причина.
Однажды я проводила занятие «коммуникативные навыки» в 7–м классе. В начале я познакомилась со всеми, объяснила, чем мы будем заниматься, а далее попросила рассказать ребят, что они ожидают от занятий. Услышала, что психология – это что-то мало им нужное, но они готовы посидеть 45 минут. Я предложила обсудить нужность психологии и узнать, что они вообще слышали о тренингах, психологах. Обсуждение было вялым, велось в основном группой лидеров (как я потом поняла) враждебно настроенных и готовых побыстрее «свалить» домой. Через 40 минут, девушка-лидер заявила: «Время истекло, больше вы нас не можете задерживать» и вышла из класса, за ней засобирались и остальные. Я оторопела, но спокойно сказала, что удивлена, так как никого не держала, и если есть вопросы, готова на них ответить.
Этот случай я тогда переживала как полный провал, хотя позже, пообщавшись с ребятами из этого класса, выяснила, что группа ребят изначально подговаривала многих учеников против психологии, и им интересна была моя реакция.
В 2008-м году мне предложили вести лекции и практики по психологии в СПбГУВКе для студентов судоводителей, судомехаников, экономистов. Мне было очень интересно, так как подобного я никогда не делала. В целом, занятия проходили неплохо, особенно мне нравились практики, так как там можно было работать с малыми группами и видеть отклик, работу молодых и творческих ребят.
На практических занятиях старалась вводить элементы тренинга, игр, чтобы занятия психологией не сводились к заполнению бланков и ответов «да», «нет» на тесты.
Как-то решила провести игру «Кораблекрушение» в группе судоводителей. По заданию, каждому нужно было проранжировать список вещей, если ты потерпел кораблекрушение, а потом группа разбивалась на команды, и команды должны прийти к единому списку необходимых вещей, а далее все команды вырабатывают единый список.
Сложность началась в тот момент, когда надо было объединиться: несколько ребят отказались наотрез работать вместе над общим списком. Оказалось, они очень разные по взглядам на жизнь, и терпеть друг друга не могут. На этом я остановила занятие и пояснила, что иногда очень важно уметь принимать общее решение, и не важно, как ты относишься к человеку лично, даже если он тебе не нравится, и противен по каким-либо убеждениям. Парни молчали, один упирался до конца, сказав, что ни при каких условиях не будет обсуждать что-то с противным ему человеком.
Это был его выбор. А я опять очень расстроилась, мне казалось, что я не нашла нужных слов и аргументов, и грош цена мне как преподавателю.
Через год я вела занятие у другой группы судоводителей, и они решили обсудить на моем занятии общий уровень преподавания в ВУЗе. Я выслушала их зачастую нелестные мнения о преподавании ряда дисциплин, и спросила: «почему вы это обсуждаете на моем предмете?» Оказалось, что им эта тема очень актуальна, что называется наболело, а поговорить они решили со мной, т.к я не донесу на них в деканат, и «может что-то дельное скажу».
А я восприняла это сначала, как издевательство над собой и полный провал себя как педагога.
Таких случаев в моей копилке набралось много, и я, наконец-то, научилась верить себе и своим ощущениям. Когда я преодолела сопротивление группы, особенно, когда это группа взрослых парней, я приобрела уверенность в себе. И еще я прочувствовала смысл высказывания, что «самый хороший учитель-опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво».
Сегодня же радует, когда мне пишут мои бывшие студенты о том, что им были полезны мои занятия: то, что я считала провальным тогда, сейчас придает мне силу и дает уверенность, что я работаю не зря.
Зюрикова Маргарита Вячеславовна – психолог.