«Мир Души в пространстве гуманитарного знания»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.
Тема конкурса «История успеха» побудила меня к ретроспективному анализу многолетней инновационной деятельности, направленной на создание системы непрерывного психологического образования как пространства формирования гуманитарной позиции и соответствующего способа мышления личности.
Девяностые годы прошлого века были временем обнадёживающих изменений в области образования, главным из которых представлялась тогда общая направленность на гуманитаризацию и гуманизацию школы. Именно на этой волне возникла в те годы идея создать на базе пятигорской школы №15 лицей как вариант гуманитарного учебного заведения, сами учебные программы которого будут «работать» на гуманизацию личности школьника. В работу с энтузиазм включились преподаватели кафедры практической психологии (в настоящее время кафедра психологического консультирования) Пятигорского государственного лингвистического университета, сотрудники Института развития образования г. Ставрополя, преподаватели школы. Идея создания Школы гуманитарной культуры и достоинства с 1993г. объединила тех, кто ориентировался на индивидуальность личности, ее достоинство, уважение и доверие к ней; кто использовал достижения психологической науки и практики в создании развивающей личностно-ориентированной среды, основнымb компонентами которой является «пространство духовности», личностного роста и развития.
Психологическое знание формирует у субъектов образовательного процесса гуманитарную позицию, которая представляет собой систему личностных качеств и способностей, обеспечивающих человеку возможность включаться во все виды межличностных, культурных и межкультурных отношений, а также целенаправленно и оптимально выстраивать такие отношения. Проблема формирования гуманитарной позиции не теряет своей важности, поскольку в настоящее время социально востребованными оказались творческие личности, со сформированной способностью быть субъектом процесса личностного и социального развития.
Гуманитарная позиция личности – это актуализация и реализация во внешних межличностных и деятельностных отношениях системы индивидуально-психологических качеств, которые во внутреннем мире человека представлены как его субъектность.
Психологическая культура, являясь одной из фундаментальных составляющих духовной культуры личности, призвана решать задачи совершенствования человека, с тем, чтобы оптимизировать его психологический статус в соответствии с нравственными, философскими и cоциально-психологическими нормами, принятыми в человеческом обществе.
Целенаправленное формирование психологической культуры в лицее наиболее адекватно осуществляется через введение психологии как учебного предмета, что позволяет решить важные задачи в развитии школьников. В соответствии с принципами гуманизации образования, важнейшей целью учебно-воспитательного процесса должна стать заинтересованность учащихся в получении знаний о себе, о своих возможностях, о своих желаниях и реализация этих знаний при выборе своего образа жизни. Изучая себя, свой внутренний мир, ребенок становится одновременно объектом и субъектом познания, что создает уникальную в своем роде ситуацию обучения. Цикл психологических дисциплин является важнейшим элементом не только в развитии общей культуры учащихся, но и в формировании и коррекции Я-образа ребенка.
Психологическое образование дает практические результаты, которые используются в работе педагогов-новаторов, школьных психологов, объединенных гуманистической целью – создать новую школу – школу психологического роста и достоинства. С 1993 года в лицее успешно осуществляется психологическое образование, внедряется авторская программа Н.М.Швалевой «Я в мире; мир во мне».
Мир души лицеистки Елены Карповой во многом отражает чувства и настроения воспитанников лицея, которые она проявляет в эссе «Главная профессия ХХ1 века («Психология и школа», 2009, № 2. стр.9 ). Выражая уверенность, что в 21 веке психология обязательно станет главной профессией, ученица лицея приводит слова Канта: «"Есть две по-настоящему великие тайны бытия: тайна бездны звездного неба над нами и тайна бездны человеческой души внутри нас". Тайнами звездного неба человечество занимается давно и успешно: в ХХIоно научилось даже поближе летать к этим звездам. Так что с первой частью мысли Канта все в порядке. Но, может, наступило, наконец, время заняться и второй ее частью? Потому что цель человеческой жизни – не создание сногсшибательной техники и не овладение природными богатствами с задачей «нахапать» побольше «благ» из окружающего мира. Рождается человек все же не для этого, а для того, чтобы реализовать себя, то есть свою душу, свой интеллект, а чтобы реализовать все это в полной мере, хорошо бы сначала это познать. А именно этим и занимаются профессиональные психологи.
Я всегда буду помнить притчу, которую услышала в прошлом году на уроке психологии и с которой началась моя любовь к психологии. Притча такая: "По улицам древних Афин в ясный солнечный день ходил человек с факелом в руке и что-то упорно искал. Когда сограждане спрашивали его, чем он занимается, он отвечал: "Ищу человека! ".
Наверное, этот забавный и мудрый человек и был первым психологом, который искал Человека в человеке. Я убеждена, что это и станет главным делом граждан ХХIвека: найти Человека в каждом человеке и показать этого Человека человеку и удивиться его величию и порадоваться этому вместе с ним.
Вот такая она, моя будущая профессия, главная профессия ХХ1 века – профессия психолога.»
Стратегическая программа развития кафедры психологического консультирования Пятигорского государственного лингвистического университета на 2010-2015 гг.: «Психологическое образование – Психологическая культура – Психологическое здоровье: Гуманитарные психологические технологии личностного развития» включает задачи диверсификации полученного опыта формирования и развития гуманитарной позиции в пространстве психологического образования в сферу образования и социальной практики.
Недаром символом кафедры психологического консультирования является человек на фоне психологического знака, летящий в безграничном пространстве развития.
Нина Михайловна Швалева – кандидат психол. наук, профессор, зав.кафедрой психологического консультирования Пятигорского государственного лингвистического университета, научный руководитель Краевой экспериментальной площадки МКОУ Лицей №15 г. Пятигорск.