Table 'psysu.forum_1_c_users' doesn't exist Психологический клуб  ->  Истории успеха 2012
На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Доверие, ведущее к победе»

Автор: Фадеенко Ольга Владимировна

Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.

Среди рабочих дней, наполненных чувствами и эмоциями других людей, редко находишь возможность разобраться в своих. А ведь психологи (как ни странно :) – тоже люди и уверенность в себе, самооценка, самоуважение для нас так же важны и требуют внутренней работы. А работа требует времени, времени для себя.

Участие в конкурсе «Истории успеха» помогло мене найти это время.  А написание эссе стало возможностью осознать свой успех, почувствовать себя успешной, стать сильнее и увереннее.

В течение трех лет я работаю педагогом-психологом в муниципальной детско-юношеской спортивной школе, культивирующей единоборства (бокс, борьба, каратэ). Это единственная на данный момент спортивная школа города Норильска, где обеспечена доступность психологической помощи и поддержки детям и подросткам на всех этапах спортивной подготовки.

Сложившаяся система подготовки спортсменов ориентирована на повышение эффективности соревновательной деятельности.Психологическую подготовку, предусмотренную образовательными программами,реализует тренер. Но в условиях временной ограниченности и широкого спектра обязанностей тренеров, при отсутствии глубоких знаний в области психологии и психодиагностики, сложно обеспечить необходимый уровень психологического обеспечения без помощи психолога.

На момент начала моей работы большинство тренеров проявляли настороженность и не спешили вносить в привычный стиль работы сотрудничество с психологом.

 Передо мной стояла непростая задача – убедить тренеров в необходимости и эффективности совместной работы с психологом в процессе подготовки спортсменов. Стало ясно – прежде чем доверить мне спортсменов, тренеры должны получить личный опыт работы с психологом. На тот момент актуальной проблемой для тренерского коллектива была проблема межличностных конфликтов. Так, наряду с обучающими семинарами по психологии спорта, основным направлением моей работы стала психокоррекция социально-психологического климата в коллективе. Оптимальной формой данной работы стали тренинги, которые проводились регулярно.В тренингах использовались физические упражнения как метафоры: самое трудное физическое упражнение - как самая сложная жизненная ситуация. Упражнения - это проведение параллелей с жизнью, позволяющих участникам учиться, меняться, осознавать, чувствовать. Поэтому в процессе тренинговой работы обращалось внимание что, не так важна скорость выполнения упражнения, техничность или достижение цели (привычные вещи для спортсменов), как принятие индивидуальности каждого, бережное, уважительное отношение друг к другу, принятие себя, своих чувств и чувств других людей.

Вопреки моим опасениям и сомнениям на тренинги пришли все мои коллеги. Не буду сейчас подробно описывать все происходящие изменения, приведу лишь выдержки из самоотчетов участников, проведенных в виде устной обратной связи:«получил возможность ближе узнать своих коллег, благодаря чему стал лучше понимать мотивы их поступков», «получил опыт командной работы и оценил преимущества сотрудничества», «испытала положительные эмоции»; «впервые ощутил коллектив как единое целое и себя как важную часть этого целого», «почувствовала свою значимость для коллег». Сейчас я думаю, что этот опыт помог больше мне, чем моим коллегам – я не только ближе узнавала их, но и впитывала всю информацию связную со спецификой видов спорта и тренерской работы. Именно опыт тренинговой работы помог всем нам преодолеть первоначальную настороженность и сделать шаг навстречу друг другу. И вот, на одном из тренингов прозвучало пожелание тренеров провести такую работу в группах спортсменов.

В 2011 году в группах учащихся отделений бокса и каратэ были проведены тренинги «Командообразование и сплочение», «Развитие навыков эффективного общения».

Для многих детей и подростков единственный реальный путь к успеху лежит через спорт. Спортивное образование, являясь дополнительным, для многих часто становится основным. И именно в своем спортивном коллективе дети и подростки должны учиться не только побеждать, но и общаться.

В группах спортсменов-единоборцев характер межличностных отношений определен рядом специфических факторов спорта: соревновательность – участие в соревнованиях выражает стремление к достижению наивысшего спортивного результата в борьбе с другими людьми; достижение спортсменами высоких результатов влияет на социальный статус подростка в группе; стремление к победе – победа всегда сопряжена с поражением соперника и осознается через переживание чувства собственного превосходства над другими спортсменами; противоборство - характеризуется наличием прямого психологического контакта между спортсменами, и отличается конфликтностью взаимоотношений.

Таким образом, в отношениях между ребятами в спортивных коллективах, культивирующих единоборства, преобладает соперничество, стремление к достижению индивидуальных целей, легко возникают конфликты. При этом отмечается недостаточный уровень развития коммуникативных навыков. У многих вызывают затруднения ситуации обращения за помощью и оказания поддержки.

При подборе упражнений тренингов учитывались психологические особенности, обусловленные возрастом спортсменов и спецификой спортивной деятельности. В тренинг были включены упражнения, направленные на активное групповое взаимодействие, что способствовало установлению новых эмоциональных отношений с ровесниками.    

Соблюдению баланса между сохранением необходимого уровня значимых личностных качеств единоборцев (соревновательность, стремление к победе) и приобретением навыков эффективного социального взаимодействия способствовало включение в тренинг упражнений, содержащих элемент соревнования. Это позволило создать условия, способствующие приобретению нового опыта общения в привычных для спортсменов условиях.

Спортивный опыт учащихся сформировал устойчивую потребность в физической активности, поэтому в тренинг были включены упражнения, обеспечивающие удовлетворение этой потребности.    

Эта работа была принята ребятами. Для спортсменов тренинги стали возможностью отдохнуть от тяжелых нагрузок, получить положительные эмоции, просто пообщаться друг с другом. Теперь мы регулярно проводим тренинги и занятия, направленные на психологическую разгрузку в периоды активной подготовки к серьезным соревнованиям, когда нагрузки возрастают, а монотония и рутина тренировок переносятся особенно тяжело.

Все чаще у тренеров возникала потребность в получении дополнительной информации об индивидуальных психологических особенностях своих воспитанников. Многие сами нуждались в совете или эмоциональной поддержке в решении своих внутриличностных проблем или проблем своих детей.  

За три года было много обращений за психологической помощью в преодолении чрезмерного предстартового возбуждения, которое не позволяет спортсменам мобилизовать все свои ресурсы для достижения высоких результатов и часто является причиной поражения на выездных соревнованиях. Работая над этой проблемой, мне посчастливилось получить опыт сотрудничества со спортсменами и тренерами таких видов спорта как спортивная гимнастика, тхэквондо, фигурное катание. Но всегда оставался вопрос – была ли полезна эта работа?

В ноябре 2011 года по запросу тренера началась работа по психологическому сопровождению спортсмена в рамках подготовки к участию в Первенстве Красноярского края по боксу. Проблема та же – «горит». Диагностика, консультации, подбор методик, соответствующих индивидуально-психологическим особенностям личности, обучение приемам, позволяющим регулировать психическое состояние - все это помогло снизить показатели личностной и ситуативной тревожности, улучшить контроль за проявлением чувств, усилить выдержку и целеустремленность. В феврале 2012 года наш боксер стал победителем Первенства Красноярского края. Спустя месяц - завоевал золотую медаль Первенства Сибирского федерального округа, сейчас готовится к участию в соревнованиях всероссийского уровня.

Успех. Что это? В спорте с этим все предельно ясно – это победа!

Победа в спорте – это всегда итог совместной работы многих людей – тренера, спортсмена и его родителей, психолога… одним словом - команды. И главное в этой работе - доверие, открытость и уверенность в профессионализме друг друга. Возможно ли выделить из этого процент своего личного успеха? Невозможно! Да и не нужно.

После победы нашего боксера на первенстве Красноярского края тренер сказал мне: «Поздравляю! Это и ваша победа!» Теперь я знаю, мой успех - это успех моей команды и признание важности моей работы в достижении общей цели.

Фадеенко Ольга Владимировна - педагог-психолог Муниципальной детско-юношеской спортивной школы, г. Норильск.

  


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.