«Угол… гоРОх… ДетСТВО…»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.
Я работаю в ЦППРиК «Доверие» - в образовательном учреждении для детей, нуждающихся психолого-педагогической и медико–социальной помощи. Как правило, на консультацию в Центр обращаются родители детей, испытывающих различного рода трудности в обучении и родители детей с нарушениями в поведении. К психологу родители идут как в последнюю инстанцию после многочисленных (порой даже многолетних) попыток взрослых добиться от школьников и дошкольников нужного для родителей и педагогов послушания и обучаемости.
Были в Центре случаи, когда обессиленные воспитанием своих немаленьких детей родители, в прямом смысле, притаскивали сына в наручниках или обвязанным шнуром от кипятильника.
Чаще всего за имеющимися проблемами родители видят детскую «лень», нежелательное окружение, «плохие гены» и другое. Но мало кто, а точнее сказать, практически никто не усматривает в состоянии ребенка какое-либо заболевание.
Своим успехом считаю умение работать с амбулаторной карточкой ребенка, чтобы определить, нужна ли ребенку помощь узкого медицинского специалиста или психолого-педагогическое воздействие на ребенка будет способствовать преодолению возникших трудностей.
Так уж сложилось, что на бытовом уровне задумываются о заболеваниях только тогда, когда у любимого чада появилась температура или внешние проявления болезни. А ведь существуют десятки отличных от нормы здоровья состояний, когда ни температуры, ни болевых ощущений нет.
А ребенку просто трудно научиться разговаривать, трудно мыслить, трудно управлять своим поведением.
По некоторым литературным данным, от 60% до 80% школьников с нарушением поведения и обучения – это дети с минимальной мозговой дисфункцией (в частности, с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), нуждающиеся в многолетней специализированной медицинской помощи.
Также существуют и другие соматические состояния, при которых отсутствует температура, и внешние проявления болезни не настолько выражены, чтобы это могло привлечь внимание родителей.
Проанализировав причины обращения в Центр и соотнеся их с данными медицинской психологии, составил таблицу психолого-педагогических беспокойств, которые могут выражать и родители, и педагоги по отношению к детям. Предлагаю вашему вниманию часть этой таблицы.
Таблица. Психолого-педагогические беспокойства и заболевания детей, при которых они могут проявляться
Психолого-педагогические беспокойства |
Заболевания |
Двигательная расторможенность, дефицит активного внимания, импульсивность |
ММД (СДВГ) |
Повышенная утомляемость, раздражительность, обидчивость, ослабление памяти, снижение работоспособности |
Явление интоксикации в организме |
Повышенная тревожность, страхи |
|
Утомляемость при физических нагрузках, повышенная истощаемость активного внимания. Грубые ошибки при счете, неприятные ощущения в глазах при чтении. При утомлении могут заплакать, отказаться от дальнейшего разговора |
Сердечно-сосудистые заболевания |
Категоричность суждений, прямолинейность в оценке поступков окружающих, бурные эмоциональные реакции. |
Желудочно-кишечные заболевания (в частности, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит) |
Замедленность мышления, затрудненность в формулировании ответа, возможные страхи и высказывания различных опасений |
Эндокринные заболевания |
Итак, из таблицы видно, что достаточно распространенные жалобы родителей и педагогов по отношению к детям, могут быть всего лишь внешним проявлением какого-либо из выше перечисленных заболеваний.
В течение 2010-2011 учебного года с ноября по март месяц обратилось на консультирование 34 семьи по проблемам обучения и воспитания своих детей.
Из этих 34 семей оказалось, что нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении 9 семей (26%), а 25 семьям (74%) рекомендовано обратиться на консультацию к узким медицинским специалистам. При этом двое детей были направлены повторно на консультацию, так как не выполнены (не учтены) предыдущие рекомендации врачей.
Из 23 детей, первично направленных на консультацию к узким медицинским работникам, удалось собрать сведения о 15 детях. Всем детям врачами назначено лечение, что от общего количество обратившихся семей составляет 44%.
Поэтому, можно сделать вывод, что потенциально от 44% до 74% детей, испытывающих трудности в учебе и поведении, нуждаются в консультации узких медицинских специалистов.
В связи с этим, я считаю, что при обсуждении вопросов, связанных с профессионализмом учителей и психологов, необходимо рассматривать и возможность своевременно обращать внимание на такие состояния детей, при которых дети нуждаются в специализированной долговременной медицинской помощи.
Я определяю следующие (новые) задачи в работе педагога современной школы:
- своевременное выявление и распознавание у детей состояний, при которых необходимо оказание специализированной медицинской помощи;
- обоснованное направление законных представителей ребенка к врачам (составление справок по результатам проведенных наблюдений, занятий, уроков, результаты анкетирования участников образовательного процесса и прочее), а также подготовка родителей к беседе с врачами;
- оказание законным представителям помощи в создании особого медико-педагогического охранительного режима для детей.
В целом, работа по этому малоизученному направлению перспективна. Результаты при обеспечении детей необходимой специализированной медицинской помощью, кроме улучшения здоровья, могут быть следующие:
1.Повышение качества образования.
На фоне лечения ребенка, а также комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи воспитанника удается нормализовать обучаемость ребенка.
2.Профилактика девиантного и суицидного поведения среди детей.
Естественно, что, когда дети станут успешными в учебе (по крайней мере, справляясь с объемами учебной программы), поведение детей может нормализоваться, стать социально приемлемым.
Благодаря Управлению образования нашего района, в течение последних учебных лет я обладаю широкими возможностями информировать наше образовательное пространство о наличии соответствующих проблем в ходе различных семинаров, круглых столов, методических объединений.
Педагоги, присутствующие на заседаниях, часто задают вопросы о том, почему они должны заниматься медицинскими вопросами.
Я считаю, прежде всего, этим необходимо заниматься для того, чтобы родители, мечтающие и стремящиеся видеть своих любимых детей успешными, не ставили бы их в угол и на горох, не рвали бы при воспитании ремешки, то есть не уродовали бы психику детей, нуждающихся в специализированной медицинской помощи.
На сегодняшний день я разработал механизм по отслеживанию особых состояний здоровья детей и внедряю его в наше образовательное пространство.
Алгоритм оказания помощи детям в преодолении проблем в учебе и поведении:
1.Изучение медицинской карточки ребенка с определением возможных психолого-педагогических беспокойств и потенциальных трудностей в связи с выявленными особенностями протекания беременности, родов, перенесенными заболеваниями, наличием в организме ребенка острых и хронических заболеваний.
2.Информирование законных представителей о том, с какими трудностями они могли столкнуться при обучении и в поведении ребенка.
3.Изучение психолого-педагогических беспокойств по отношению к ребенку.
4.Определение потенциальных возможностей ребенка в преодолении проблем в адаптации в ходе индивидуальных занятий.
5.Оказание помощи родителям (законным представителям) в определении профиля медицинского специалиста, чья помощь необходима ребенку и подготовка родителей к общению с врачом.
6.Психологическое сопровождение семей, в которых воспитываются школьники, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи.
Таким образом, изучение медицинской карточки ребенка, позволяет психологу следовать принципу: «Не навреди!» и заставляет родителей другими глазами взглянуть на недетские проблемы детей и исключить из своих воспитательных мер «угол и горох».
Зинин Сергей Валерьевич - педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие», г.Нижнеудинска.