«Успех как принцип равновесия в умении»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.
Нет смысла ждать завтрашнего дня. Сегодня – это именно тот день, когда начинаются все великие свершения. «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Воспринимать себя успешным человеком и интроспектировать находки, даже самые незначительные, на первый взгляд, достижения, позволяют обнаружить довольно много уникального в вашей жизни. Эти достижения, оказывают влияние на ваш дальнейший путь по жизни. Они обогащают вас эмоционально, дарят творческие идеи в мышлении и возможность изменять ваше поведение в обществе.
Каждый человек обладает уникальными достижениями в своей жизни! Некоторые, на первый взгляд, могут быть не очень яркими потому, что мы живем со своими успехами ежедневно и зачастую просто не замечаем их. Другие успехи, запечатлеваются в памяти надолго и при воспоминании, мы вновь воодушевляемся на новый успех!
Давно сказано:«Познай самого себя, какая в тебе тайна естества…»,«Раскрой свои способности и подари их людям…». Любая профессия предполагает наличие определенных профессионально важных качеств, определенных способностей и развитые чувства понимания. Создание «личной технологии успеха» позволяет выстроить личностную концепцию ценностей успеха в деятельности, быстрого продвижения в профессии (карьерный рост) или по дороге жизни (все успеть), или достичь внимания общества (быть известным) и другое.
Многие встречались с тем, что обычно называется успехом или везением. Как различить, пришедшее везение - это случайная удача или устойчивый успех? В действительности трудно понять это, потому что успех приходит по-разному. Успех воспринимается как необходимый результат долгого и упорного труда. Но успех может придти, когда вы его совсем не ждали. Вы сами начинаете верить в то, что ваше случайное занятие «для души» может стать смыслом вашей жизни.
Свой темп и свое время оказывают влияние на результат достижения. Главное - быть внимательным. Правило эффективного действия и достижения успеха в деятельности состоит в том, что в момент удачи и везения следует выложиться до конца. В любом случае, у человека формируются профессиональные навыки, выносливость, трудолюбие, упорство. Эти качества, несомненно, окажутся полезными в деятельности и жизни.
Говоря об успешности (эффективности) деятельности индивида, из наиболее общих и очевидных трактовок этого понятия можно выделить такое, как соотношения между позитивными и негативными результатами деятельности, за исключением результатов эмоциональных. Успешность рассматривается как важнейший показатель уровня освоения данной деятельности индивидом:
- высокая степень противоречия между целевой и наличной ситуацией функционирования;
- высокий уровень несоответствия между необходимой и имеющейся, между ожидаемой и поступающей информацией (когнитивный диссонанс и др.);
- высокий уровень новизны и неожиданности данной ситуации для него;
- низкий уровень контроля над ней и, как следствие всего этого - высокий уровень трудности деятельности для него и малая вероятность достижения им цели (удовлетворения потребностей).
Разберем понятие или слово «успех».
У него древнерусские истоки от глагола «спеть», который выражен в четырех группах значения, а именно:
Первая – спешно двигаться.
Вторая – спешно готовить, запасать.
Третья – помогать, способствовать.
Четвертая – развиваться, созревать.
Позднее эти значения привязываются к определенным производным формам глагола. На первом этапе содержательной эволюции слова, часть значений стала отходить от глагола «спеть» к производному «спешить».
Затем от него отделяется глагольное существительное «спех» с тремя группами значений.
Первая – «поспешность, быстрота, быстрое движение вперед».
Вторая – «стремление, усердие, ревность».
Третья – «достижение цели, успех, удача, счастье».
В каждом из направлений свои особенности и ощущения восприятия успешности. Книжные отмеченные значения отошли от слова спех к слову успех. Сохранилось как основное значение `скорое движение, торопливость, поспешность. Из беглого обзора истории значений слов спеть и спех ясно, как тесно к ним примыкали прежде семантические группы производных слов — поспеть, поспех, поспешный и успеть, успех, успешный.
Естественно, что значения «поспешность», «быстрое движение вперед» постепенно в семантике этого слова стушевываются перед значениями «удача, удачное движение цели»; «общественное одобрение чего-нибудь, внимание со стороны общества» так далее.
Таким образом, уже в XVI — XVII вв. связь между спех, спешный и спеть, а также между этими словами и глаголом успеть, с одной стороны, и успех — успешный, с другой, значительно ослабевает.
На Западе понятие успеха как такового, связывается с усилиями самой личности, в то время как в России успех соотносили с Божьим промыслом, с тем, что способности даны от Бога и успех ни в коей мере не измеряется деньгами.
Сегодня понятие «Успех», является основным аспектом развития личности, а именно: У- учеба; С- социализация; П - позитивность; Е- единство; Х- харизма.
Процесс обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Поиск новых подходов для создания пространства, дающего возможность развивать и реализовывать способности в жизни и деятельности, разнообразные типы социальных отношений и эффективности воспитания, формирование положительного отношение к себе, уверенности в своих способностях и реализации себя во взрослой жизни и профессии.
Ситуации успеха стимулируют на активную самостоятельную деятельность с определенной целенаправленностью и системой позитивных качеств личности, взглядов и убеждений. В совместной деятельности у человека происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей через взаимодействие с людьми в работе.
Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни реализует свои возможности в определенном виде труда и общности. Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности. Э.Ф. Зеер пишет о движении личности в ходе профессионального труда. Е.А. Климов группирует фазы жизненного пути профессионала на фазы: оптации, адепта, адаптации, интернал, мастерства, авторитета, наставничества. Б.М. Теплов говорил, что успешность профессиональной деятельности зависит от индивидуальных способностей человека
В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место очень сложно.
«Технологии успеха» - это особые, конкретные для каждого человека способы действия, которые помогают формировать и укреплять, удерживать ощущения и впечатления своей индивидуальности и своей миссии в профессиональной деятельности.
Сравнительная форма позволяет оценивать свои результаты и движения к поставленной цели и соотнести их с достижениями других.
При этом нужно отдавать себе отчет, что «идеал» тоже когда-то начинал, и у него были ошибки.
Так и успех, который проявляется в достижении человеком значимой цели и преодолении препятствий по достижению поставленной цели. В достижении успеха и значимой цели наиболее эффективным является принцип равновесия, который состоит в умении:
- формулировать собственную цель, которая достижима в тех условиях деятельности;
- анализировать ситуации и выделять условия - способствующие или препятствующие достижению цели;
- выбрать эффективные условия, которые помогут сократить время и возможность сберечь силы;
- выделить условия, которые преобладают над «можно – нельзя». Изменить что-то;
- изменить преобладающие условия, препятствующие достижению цели, то надо действовать;
- маневрировать в ситуациях, где условия препятствуют достижению цели и которые изменить нельзя, но нужно стараться;
- временно отказаться от поставленной цели и переключиться на другую цель, которая может быть достижима в тех условиях деятельности. Вполне возможно, что ситуация изменится, упростится достижение поставленной цели или цель перестанет быть значимой.
Успех - это всегда следствие внутренних, а не внешних причин.К внутренним признакам, отличающим успешного человека от не успешного, относятся три фактора: самооценка, общительность, энергичность.
Самооценка, так как помогает найти свое место среди окружающих людей. Чем ниже самооценка, тем хуже считает себя человек по сравнению с окружающими людьми. Люди не могут объективно воспринимать мир и принимать правильные решения.
Общительность человека.«Можно быть умным и образованным, но если человек не умеет общаться с людьми, то все знания и умения останутся нереализованными по той причине, что у вас не будет единомышленников. Выстроить свое дело и достичь в нем успеха для такого человека - вещь непосильная».
Энергичность человека. Под энергичностью нужно понимать способность человека упорно тратить свои силы для достижения выбранной цели.
Предлагаю один из многих вариантов тренерской и консультативной работы по формированию успешной самореализации себя и выстраивания своей успешной стратегической линии в личной и профессиональной жизни. Ответьте на вопросы:
- Какая цель вашего движения в этой жизни?
- Что происходит с вами на этапах (через день, через месяц, через год)?
- Где вы находитесь (в каком доме, городе, пространстве...)?
- Зачем вам это осознание?
- Для чего вам это понимание вектора вашего направления?
- Как эффективно использовать вам эту информацию?
- Какие техники для вас эффективны с использованием их во времени?
- Подумайте, что будет представлять собой ваша жизнь через год?
- Если все пойдет так, как идет, где вы окажитесь (место, ситуация, время года)?
- Кем будете (роль, должность в организации...)?
- Что увидите (солнце, дождь, новые места...)?
- Какие ощущения и чувства наполнят вас (радость, покой....)?
Оттолкнувшись от своего «здесь и теперь» вы проведите линию через точки «год назад» и «сегодня». Продлите линию и посмотрите на себя в будущем, словно смотрите картину или кинофильм со своим участием. Соедините себя и экранного героя, войдите в себя нового и рассмотрите обстановку «изнутри», вслушиваясь в окружающие звуки и голоса, обратите внимание на свои чувства. Изучите свое пространство жизни по точкам:
- Опыт жизни, свои установки и родителей, отношения с миром и людьми;
- Проекция себя в будущее;
- Планирование своей жизни во времени и жизненного плана профессии или жизни;
- Прошлая жизнь: Самопознание себя;
- Будущая жизнь: Временная самореализация;
- Актуальное: Задатки, возможности, способности;
- Настоящее время: индивидуальное сознание;
- Реальное время: ваши стремления;
В результате анализа у вас сформируется матрица пространства, а именно:
- Формулировки возможностей;
- Осознание цели;
- Организация процессов действия по этапам;
- Определится поддержка этого процесса действия;
- Саморегуляция смоделированного процесса.
С пожеланиями вам Успеха как принципа равновесия в умении!
Ридецкая Ольга Григорьевна – практикующий психолог, кандидат психологических наук, профессор РАЕ.