«Кунгур-Грозный: история дружбы»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.
Эта история началась в 2004 году. Я работала школьным психологом в общеобразовательной школе. Это был всего лишь третий год моей работы в должности психолога, и я на тот период была еще достаточно неопытным специалистом, но с искренним желанием помочь всем, кто обращался ко мне за помощью или поддержкой.
В школе был «сборный» третий класс, который был создан на основе трех других классов, часть детей в него перешла вообще из другой школы, была новая учительница. Так получилось, что в классе собрались ещё и представители разных национальностей – были русские, татары, армяне, азербайджанцы. В середине сентября в этот классный коллектив была зачислена чеченская девочка Хеда. Её родители были беженцами из Чеченской республики, её братья поступили в шестой и во второй класс, ещё в семье был братишка – дошкольник. У братьев-школьников особенных проблем с адаптацией в новых коллективах не возникло, их приняли ребята, мальчишки сразу заняли активную позицию, не возникло и межнациональных конфликтов. Вообще Урал – это очень толерантная территория, где много веков мирно уживаются представители разных национальностей, ассимилируя свои культуры и традиции. В третьем классе, где училась девочка Хеда, возникли серьезные проблемы, ещё не собранный коллектив (после слияния классов), сплотился против маленькой девочки – она была на год младше, чем ребята в классе и представляла ещё и другую национальность непривычную в наших краях, кроме этого - Хеда не могла давать отпор обидчикам. Девочку дразнили, обзывали, третьеклассники повторяли явно взрослые фразы о том, чтобы девочка отправлялась к себе в Чечню. Ребят скорее раздражала не национальность Хеды, а то, что она вела себе очень стеснительно, отказывалась выходить к доске, не отвечала на вопросы при всех ребятах, не рассказывала стихи, при обращении к ней вся сжималась и старалась казаться ещё меньше. Дети нашли жертву, которую начали травить. Девочка сама по себе была очень умненькая, несмотря на сложности с коллективом, училась очень хорошо, многие работы выполняла гораздо успешнее, чем её одноклассники.
Мне как психологу пришлось подключиться к работе с классом, так как это был вновь собранный коллектив. Родители чеченской девочки одни из первых пришли на консультацию к психологу и обозначили проблемы, что Хеда не может влиться в коллектив и переживает из-за отношения к ней ребят. Родители девочки были очень доброжелательны, положительно отзывались об учителе, но не могли понять позицию одноклассников. Некоторую сложность представляли и особенности национальной культуры и традиций в которых воспитывалась девочка: она явно не походила на девчонок, воспитывающихся в наших традициях – активных, бойких, даже скромные девочки в нашей культуре умеют обозначать свои переживания, не боятся диалога, Хеда же была единственной девочкой среди мальчиков в многодетной чеченской семье. С родителями была достигнута договоренность, что Хеда будет приходить на индивидуальные занятия к психологу, а также в классном коллективе во время групповых занятий я как психолог буду активно включать её в деятельность и давать поддержку.
Удивительно, что за пять месяцев работы девочка не пропустила ни одного занятия. Она приходила за полчаса до начала, ждала в коридорчике, проходила, тихонечко доставала свой альбомчик, скромно улыбалась и…МОЛЧАЛА!!! Все предложенные мной задания выполняла старательно и аккуратно и … МОЛЧАЛА! Она боялась поднимать глазки и смотреть даже на меня. Я переживала и считала, что с чем то не справляюсь, у меня не получается наладить контакт с маленькой девочкой. Единственное, что меня поддерживало - то, что после занятия Хеда каждый раз меня провожала почти до самого дома (её занятие в моем графике было последним и раз в неделю мы вместе возвращались домой), она скромно шла рядом и, в лучшем случае, односложно отвечала на вопросы или смущенно улыбалась! Так продолжалось месяца два, потом девочка потихонечку начала вступать в контакт (я помню наш «первый» диалог о её младшем братишке), в её рисунках появилось больше деталей, она начала радоваться своим достижениям. Она вспоминала своих одноклассников в Грозном, свою учительницу и было видно, что она очень скучает по родине.
Все это время параллельно шла работа и с классом: поддержка Хеды там была только одной из задач. С третьеклассниками мы учились вставать в круг, подавать руки, оказывать поддержку друг другу. Большой интерес у ребят вызвало упражнение «Приветствие разных народов мира»: так как класс был многонациональным, группа вспомнила много слов и все здоровались разными способами – и это всем понравилось, только скромная Хеда никак не могла осмелиться произнести приветствие на своем родном языке, тогда ребята сами решили найти это слово дома и на следующем занятии поздороваться по-чеченски, но никому не удалось узнать и тогда девочка осмелилась, и произнесла чеченское приветствие, и получила первые аплодисменты от всего класса. Её это смутило, но щечки девочки горели и всеобщее внимание очень понравилось. Работа с классом велась долго и целенаправленно: так как класс был сам по себе очень конфликтным, мы много работали над проблемой толерантности и уважения друг к другу. На уроках всем классом рисовали символы мира на кусочках ткани, а потом бабушка сшила нам «Покрывало мира», было условлено, как только в классе возникает проблема – ссора, драка, другой конфликт – мы укрываемся этим разноцветным покрывалом и решаем проблемы вместе, вообще сам ритуал снижал напряжение. Постепенно при поддержке педагогов (учителя и психолога) Хеда включалась в общий ритм работы класса. Её первый выход к доске и очень успешное прочтение стихотворения сопровождалось одобрительными репликами одноклассников; девочка перестала раздражать детей, они приняли её в свой коллектив, но сама по себе она оставалась очень стеснительной и тревожной, хотя все чаще стала улыбаться уже не смущенной, а непосредственной детской улыбкой.
Так случилось, что эта семья очень резко уехала из нашего края, собравшись буквально за один день. Хеда на прощание пришла ко мне в кабинет очень взволнованная, сказала, что уезжает домой: с одной стороны она очень радовалась, что возвращается на родину, а с другой – в её глазах читалась такая грусть, она говорила, что ей очень жалко расставаться с ребятами здесь. Я пожелала девочке удачи, успеха, поблагодарила её за совместную работу, подарила какой-то подарочек, который нашелся в кабинете…
На этом история могла бы и закончиться. Но в октябре 2011 года в социальной сети ВКонтакте я получила удивительное сообщение: «Здравствуйте Юлия Николаевна! Помните ли вы меня? Я Хеда, с которой вы когда-то занимались. Я до сих пор храню тетрадку, в которой мы рисовали». Я, конечно же, вспомнила маленькую смущенную чеченскую девочку. Меня до глубины души потряс факт, что девочка увезла в Чечню и до сих пор хранит тетрадку с нашими работами - значит все, что происходило, было не зря и до сих пор имеет для неё смыслы и, наверное, оказывает поддержку. В ходе нашего общения Хеда написала, что очень успешно учится в президентском лицее Грозного в 10 классе, но остается всё той же скромной Хедой, которая стесняется отвечать у доски. Мы подружились в социальных сетях с девушкой Хедой, при каждом нашем диалоге она говорит слова благодарности за ту работу, которую мы делали с ней вместе, она делится своими успехами, мечтает вновь приехать в Кунгур. Посмотрев её страницу ВКонтакте, я увидела, что очень много её кунгурских одноклассников у неё в друзьях - значит, общаются, следят за новостями друг друга. И это чудесно!
Почему я рассказала эту историю и считаю её историей моего успеха? Да потому, что в работе психолога очень редко бывает обратная связь, клиенты, пройдя свой путь, очень часто пытаются вытеснить травмирующую ситуацию, которую проживали с психологом. Здесь же мне ценно, что положительная обратная связь пришла через несколько лет, что маленькая девочка, выросшая уже в девушку, до сих пор помнит и благодарит за работу. Теперь уже она оказывает мне поддержку как профессионалу и как человеку.
Такие истории я считаю «жемчужинами» своей работы и бережно храню, именно они помогают мне держаться в профессии и быть успешным специалистом.
Бабина Юлия Николаевна - педагог-психолог Центра диагностики и консультирования города Кунгура, отдел Муниципальная служба примирения.Образование высшее – Пермский государственный педагогический университет, спецфак «Психология» - 2001 годРаботала школьным психологом в разных школах Кунгура, преподавала Управленческую психологию в Кунгурском лесотехническом техникуме, в течение 4 лет в летний период работала психологом в СПС ВДЦ «Орленок». Сфера профессиональных интересов – арт-терапевтические методы в работе психолога, массовые виды работ с подростками – БПИ, слеты, дискуссионные клубы и другие. Призер краевого конкурса «Психолог года – 2006» (Пермский край). Победитель национального конкурса «Золотая Психея – 2010» в номинации «Лучший проект в психологической практике».