«Рефлексия тренерства»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.
Хочу поделиться своим весьма скромным опытом ведения групповых тренингов. Обучившись на тренерских курсах, я получила целый набор технологий. И приступила к тренинговой деятельности. Помню свой первый профориентационный тренинг под названием «Заряди Разумные Идеи!». Охотно шла на тренинги молодежь. Тренинг был информативным, поэтому – легким для меня, как для начинающего тренера. Это была хорошая тренировка!
Но были и свои трудности… Первые тренинги я вела, зная назубок весь материал. Но мне не хватало чувств и интуиции, чтобы вести тренинг не с материалом, а с реально существующими людьми. Я боялась себя и поэтому закрывалась заученными профессиональными терминологиями и фразами. Я каждый раз собирала в свою «копилку тренера» как можно больше упражнений, искала уникальные методы воздействия, искренне верила в некую универсальную технику, с помощью которой можно решить всё. Наверное, это происходило, потому что я всегда была неудовлетворена своим багажом знаний и как следствие, испытывала постоянную тревогу перед участниками тренинга. Со временем, я стала осознавать, что это не та тревога, которая порождает творчество и поменяла тактику проведения тренинга… Стала опираться на особенности своей личности и интуицию. То есть, мне не хватало направленности, и в итоге я порой не могла объяснить участникам, зачем они делают то, что они делают. Мне не хватало постоянного чувства цели, которое, в свою очередь, даёт фундамент, на котором строятся все новые задачи.
И однажды, во время перерыва, одна из моих участниц спросила: «А почему вы решили вести тренинги?». Вот тут-то и произошло некое озарение! Я впервые прислушалась к своим чувствам и задала себе вопрос: «А действительно, почему и зачем я начала заниматься тренерством?». Не сразу, но ко мне пришло ясное осознание и понимание, что тренер не только призван работать с разными людьми, такими непохожими, уникальными в своем роде, со своими интересами и желаниями, ожиданиями и целями, но и сотворить из этой «гущи красок» единое целое, называемое тренингом.
Именно это осознание и послужило толчком в определенной настройке на слияние чувств и эмоций, соединяющееся с анализом и техниками.
Но, все по-порядку…
Во-первых, я была «настежь» открыта для новых знаний!
Много читала, посещала всевозможные семинары и тренинги! И, Общалась! Кстати, без ложной скромности отмечу, что считаю себя счастливым человеком! Мне о-о-о-чень повезло, потому что Судьба всегда меня сводит с талантливыми и трудолюбивыми людьми. Так и в начале моей психологической деятельности мне довелось учиться у самых лучших тренеров. А сейчас работаю с творческими профессионалами высокого класса! На мой взгляд, именно общаясь, дыша, живя, творя в атмосфере живого контакта, я развиваюсь. Это плодотворно влияет на становление любого начинающего психолога.
На данном пути у меня были свои установки, которые иногда тормозили меня. Мой внутренний диалог обычно начинался с критики, из-за чего я порой не воспринимала то, что отличается от моего видения. Я поняла, что не нужно быть «букой» и топтаться на месте. И решила просто-напросто усилием воли «отключить» то нехорошее и неудачное, что я уже сделала в своей жизни. А чтобы преодолеть первые сложности и страхи, нужно постоянно действовать. На мой взгляд, все полученные новые знания необходимо применять в каждодневной практике. И неважно – есть группа или нет, можно пробовать небольшие моменты прочитанного, пройденного нового со своими друзьями – они тоже группа.
Во-вторых, особый настрой!
Под «особым настроем» я понимаю мощную заразительную энергию тренера. Как этого добиться? Несомненно, у каждого свой «особый настрой». У меня он сложился ещё в детстве… Когда перед академическим концертом в музыкальной школе мы вставали в кружок и сжимали свои кулачки, стукались ими, соединяли большие пальцы на руках и завершали «аплодисментиками». Так я научилась легко входить в «особое эмоциональное состояние», которое заряжает мое взаимодействие с группой.
Итак, группы все разные. И что самое интересное - разные группы заставляют переживать целую гамму чувств и эмоций. Ведь группа – это не один человек. Ее можно сравнить с расстроенным музыкальным инструментом, который нужно настроить, чтобы он зазвучал. И у каждой группы свое неповторимое звучание. Важно с самого начала тренинга прочувствовать группу, чтобы быть открытым ее тревогам, проблемам, стремительному и творческому подъему. Тогда, словно «пролитое молоко начинает литься и литься…» - и интересно черпать опыт жизни из группы. Обогащаются не только участники, но и тренер. Для меня тренинг стал уникальной возможностью полного проживания жизни. Пожалуй, это единственная возможность пополнить свой тренерский опыт, возможность учиться на своих ошибках.
Здесь важно помнить, что тренинг – это не урок. Поэтому не нужно никуда спешить! Лучше глубже обсудить результат одного упражнения, и как сказал один участник моего тренинга: «зачем впихивать – в невпихуемое» , т.е. если группа не готова «здесь и сейчас» – лучше не торопиться с новым материалом. И ещё, непременно оставить свое раздражение, недовольство и другие отрицательные чувства – за дверями. В противном случае, эти чувства будут возникать у группы и снова передаваться тренеру. И, «тренинг заболеет» от «заразы», которую тренер принес с собой.
В-третьих, от всей души!
На самом деле, здесь важна и душа, и техника. Но техника становиться пустым звуком, если нет души. Не имеет значения, какие техники, каких школ присутствуют в арсенале тренера – психоанализ, гештальт, психодрама, арт-терапия, НЛП и т.п. Все это - лишь фон того неповторимого, что должно создаваться группой. Если будет взаимодействие от всей души – любая техника подойдёт и будет к месту. Думаю, именно так и появляется свой личный и неповторимый почерк. Уверена, этому может научиться любой – для этого не нужны сверхспособности. Всё дело в воле – хватит ли её, чтобы «каждый раз, как в первый раз» новое и неповторимое! Чтобы в каждом тренинге присутствовал творческий взлет и индивидуальность.
Поверьте, ужасно скучно, когда ведешь тренинг по заученному наизусть одинаковому шаблону, каждый раз повторяя набор упражнений. И это уже не тренинг!
Вместо заключения…
Можно бесконечно учиться, учиться и учиться … но думаю всё это - бесполезно, если нет живого контакта профессионалов, обмена опытом. Плюс нужна внутренняя смелость, стремление творить и саморазвиваться. Нам есть чему учиться друг у друга, и это - здорово! Главное учиться с удовольствием и в собственном темпе. Удачи!
Александрова Вероника Степановна – заведующая отделом социально-психологической работы ГБУ «Центр социально-психологической поддержки молодежи» Республики Саха (Якутия), г. Якутск.
За эту историю проголосовало: 135 человек ▼
Байгожаева Яна Ербулатовна, Кельцинова Марина Степановна, Александров Мичил Петрович, Васильева Светлана Николаевна, Унарова Айыына Максимовна, Софронова Саргылана Ивановна, Григорьева-Канаева Анна Алексеевна, Алексеева Аюна Егоровна, Ефимова Вероника Цыбеновна, Никифорова Татьяна Степановна, Никифоров Илья Игоревич, Лонгинов Мичил Иванович, Кельцинов Эдуард Степанович, Аянитова Мария Олеговна, Васильев Ариан Иванович, Данилов Роман Романович, Посельский Степан Степанович, Гоголева Агафья Георгиевна, Дегтярева Альбина Михайловна, Яковлева Александра Петровна, Борисова Анна Семеновна, Рустамбеков Самат , Хоютанова Надежда Васильевна, Михайлов Сергей Сергеевич, Базанова Айта Иннокентьевна, Климов Сергей Михайлович, Тарасова Улита Николаевна, Александрова Алла Мичиловна, Давыдова Валентина Поликарповна, Гармаева Изольда Степановна, Гармаев Цыбен Кышектуевич, Кельцинова Оксана Степановна, Григорьева Жанна Альбертовна, Ксенофонтов Максим Иванович, Попова Мария Ивановна, Петрова Саргылана Иннокентьевна, Иванов Тимур Алексеевич, Лаврова Октябрина Ивановна, Степанова Екатерина Степановна, Сидорова Евгения Иосифовна, Егорова Надежда Дементьевна, Епифанова Мария Ивановна, Кузьмина Сардаана Михайловна, Батюшкин Михаил Егорович, Яковлева Ньургуяна Викторовна, Семенова Алина Владимировна, Алексеев Ньургун Алексеевич, Кеулина Евдокия Ивановна, Скурту Андрей Михайлович, Мясников Никита Николаевич, Солодовников Петр Иванович, Мигалкина Туйаара Михайловна, Кузнецова Ольга Олеговна, Федорова Оксана Анатольевна, Томская Марина Револьевна, Тимофеев Андрей Владимирович, Миронова Мария Ивановна, Бравина Надежда Михайловна, Зайцева Алена Владимировна, Кириллина Раиса Леонидовна, Дегтярева Мария Григорьевна, Потапова Светлана Николаевна, Макарова Анна Сергеевна, Иванова Ирина Максимовна, Софронова Лада Александровна, Малышева Татьяна Никифоровна, Нафанаилова Мария Семеновна, Степанов Станислав Давыдович, Алексеева Уля Геннадиевна, Леонтьева Ольга Леонидовна, Слепцов Дмитрий Юрьевич, Гуляева Александра Николаевна, Ягловская Мария Владимировна, Волкова Анастасия Алексеевна, Громова Ольга Николаевна, Сыроватская Дарья Николаевна, Николаева Евдокия Дмитриевна, Васильева Лена Николаевна, Громов Иван Васильевич, Красноштанова Светлана Георгиевна, Трофимова Анна Петровна, Попова Ирина Александровна, Потапова Анна Николаевна, Филиппова Ирина Владиславовна, Березкина Дарья Петровна, Находкина Ольга Петровна, Зарубина Ольга Юрьевна, Иванова Нелли Степановна, Дмитриева Прасковья Ивановна, Петрова Лариса Васильевна, Лукина Марина Николаевна, Рожина Наталья Германовна, Петухова Ольга Николаевна, Монаева Раиса Михайловна, Сивцева Валентина Андреевна, Копырин Иван Данилович, Васильева Надежда Юрьевна, Коприна Динара Ионовна, Копырина Дайана Ивановна, Капустина Диана Игоревна, Макарова Вера Петровна, Владимирова Любовь Станиславовна, Скрябина Алена Алексеевна, Чирикова Татьяна Сергеевна, Алексеева Лена Андреевна, Степанова Юлия Тимофеевна, Борисова Ирина Сергеевна, Пелихова Татьяна Витальевна, Попов Максим Игоревич, Ушницкая Любовь Петровна, Гармаева Мария Васильевна, Петрова Яна Константиновна, Унаров Прокопий Валерьевич, Никифорова Анна Анатольевна, Платонова Мария Юрьевна, Дьячковская Дарья Леонидовна, Малышева Наталья Ивановна, Канаева Федора Васильевна, Кельцинов Радислав Степанович, Сивцева Любовь Николаевна, Матвеева Нюргуяна Петровна, Лисянская Екатерина , Иванов Спартак Револьевич, Слепцова Лариса Дидимовна, Попова Мария Ивановна, Давыдова Мария Николаевна, Бурцева Надежда Ивановна, Кривошапкина Диана Геннадьевна, Осипова Анна Афанасьевна, Илларионова Ольга Ревовна, Семенова Сайына Ньургуновна, Андреева Виктория Валентиновна, Платонова Сардаана Николаевна, Петрова Дарья Никифоровна, Николаева Ирина Станиславовна
Комментарии участников клуба
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.